В Самарской Губернской Думе состоялся "круглый стол", посвященный участию органов госвласти в обеспечении социальной защиты и поддержки инвалидов
15 марта 2006 года в Самарской Губернской Думе состоялся «круглый стол» на тему: «Об участии органов государственной власти Самарской области в обеспечении социальной защиты и поддержки инвалидов».
«Не выживать, а жить». Именно о такой возможности, реально гарантированной государством, шла речь на «круглом столе» «Об участии органов государственной власти Самарской области в обеспечении социальной защиты и поддержки инвалидов». «Круглый стол» провел по предложению общественного совета при Самарской Губернской Думе комитет по здравоохранению, образованию и социальной политике. Председательствовал на нем руководитель комитета Николай Мусаткин.
Проблема, поднятая общественными организациями инвалидов, хорошо известна губернским парламентариям. Еще в ходе обсуждения 122-ФЗ летом 2004 года и общественная ветеранская комиссия при председателе Думы Викторе Сазонове, и сами депутаты обращались в Госдуму с предложениями не менять установленный порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Однако, эти предложения услышаны не были. 122-ФЗ признал утратившим силу части 3 и 4 статьи 21 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», где оговаривались права субъектов РФ на квотирование рабочих мест для инвалидов. Регионы с 2005 года лишились инструмента для регулирования процесса занятости инвалидов, в частности возможности финансирования гарантий их трудовой занятости. Расходы на квотирование и создание рабочих мест не предусмотрены и федеральным бюджетом.
Федеральные законодатели понадеялись на то, что функции Закона выполнит Административный кодекс, устанавливающий ответственность должностных лиц за нарушение прав инвалидов при устройстве на работу. Но именно эта статья Кодекса оказалась практически не выполнима, так как доказать отказ инвалиду в приеме на работу невозможно.
Законодательный вакуум плюс слабое желание бизнеса привели к тому, что только 15% трудоспособных граждан данной категории имеют реальную возможность работать. Остальные выживают на скромную пенсию или годами стоят на учете в Службе занятости. И не смотря на то, что наша область тратит значительные средства на поддержку инвалидов, их медико-социальную реабилитацию (только в прошлом году на эти цели было выделено более 285 млн. рублей), практически все инвалиды оказались за чертой бедности. Как неоднократно заявляли участники «круглого стола» путь решения этой проблемы один – дать инвалидам возможность обеспечивать себя самим, то есть учиться, работать, жить полноценной жизнью.
В законодательном плане выполнение этого законного требования возможно лишь при возвращении регионам права на квотирование рабочих мест, которое у нас в области обеспечивалось соответствующим Законом, принятым еще в 1994 году и целевой программой, действовавшей в 2001-2005 годах.
Как сказал Николай Мусаткин, депутатам и общественности необходимо выработать план действий, который бы позволил и исполнительной власти региона, и органам местного самоуправления обеспечить трудоустройство инвалидов и в нынешней, не побуждающей к этому работодателей, ситуации. А одновременно добиваться, чтобы федеральные власти вновь, уже с учетом мнения регионов, рассмотрели наболевшую проблему.
К сожалению, число инвалидов в нашей губернии увеличивается. Только в Самаре их число ежегодно возрастает на 7-8 тысяч, чему виной и неблагоприятное воздействие факторов внешней среды, и высокий уровень травматизма, и слабая профилактика инвалидности. Причем такими же темпами увеличивается и детская инвалидность, что ставит перед органами госвласти региона еще один большой круг задач: надо помочь семьям, в которых растут такие дети, надо обеспечить им полноценное образование, адаптировать к жизни, помочь овладеть профессией.
Исполнительный директор Самарской городской общественной реабилитационной организации инвалидов «Равенство» Петр Сучков, говоря о насущных нуждах всех групп инвалидов, настаивал на выработке стратегии самообеспечения инвалидов, реализация которой помогла бы перевести их из категории малоимущих в среднеимущие. По его мнению, заказчиком такой программы должно стать областное Правительство, которое предусмотрит и создание рабочих мест на дому, и формирование специализированного фонда для лечения, медицинской реабилитации инвалидов, и их профессиональную ориентацию, и создание безбарьерной общественной среды, и многое другое. Участники «круглого стола» предложили снизить стоимость коммунальных услуг для спецпредприятий инвалидов (постоянный рост тарифов съедает и без того скромные зарплаты). Есть насущная необходимость в трудоустройстве инвалидов, обучающихся в ВУЗах. Необходима выработка мер реабилитации растущего числа онкологических больных.
Требуется комплексная программа реабилитации детей-инвалидов, причем под патронажем минсоцразвития, а не департамента по делам материнства и детства.
При Правительстве области не мешало бы наконец-то создать управление, занимающиеся этими проблемами комплексно. Тогда аналогичные органы буду создаваться и при муниципалитетах.
Аналогичных предложений было много. Но если вычленить из них те, что касаются трудоустройства, придется сделать неутешительный вывод: без федерального регулирования у местной власти не так уж и много способов решить данную проблему.
Поэтому депутаты, участвовавшие в «круглом столе» пообещали и далее «пробивать» предложения общественных организаций инвалидов в Госдуме. В частности, готовится законодательная инициатива по внесению изменений в ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (скидка не ниже 50% на оплату жилья независимо от форм собственности жилфонда инвалидов). Депутаты будут и далее добиваться внятного правового регулирования по квотированию рабочих мест.
Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству области рассмотреть возможность принятия новой целевой программы содействия занятости инвалидов, в том числе выпускников образовательных учреждений. А заодно разработать отраслевые программы, предусматривающие создание рабочих мест в металлургической, легкой промышленности, машиностроении. Кстати, опыт такой работы у нас в губернии уже имеется. Министерство промышленности и энергетики помогло ООО «Самараавтожгут», использующему труд инвалидов по зрению, установить деловые связи с АвтоВАЗом и Самарской кабельной компанией. Это позволило увеличить реализацию продукции. Своевременное информирование о проведении торгов (государственные и муниципальные заказы) стабилизировано работу предприятия СТООИ «Новый Эдем» и социально-реабилитационного предприятия ВОГ.
В качестве других предложений областному Правительству в рекомендациях «круглого стола» записаны мониторинг полноты и качества профориентационной работы в школах-интернатах, расширение контактов с работодателями (в частности, специальный раздел в трехстороннее соглашение между ними, Правительством и профсоюзами, касающееся трудоустройства инвалидов), распространения на муниципальный уровень опыта проведения ярмарок-вакансий для инвалидов и создание областного центра по подготовке людей с ограниченными возможностями с целью дальнейшего их трудоустройства. Последний пункт – очень насущен, т.к. в большинстве случаев инвалиды выходят на рынок труда, не имея никакой профессии.
Свою долю рекомендаций получили органы местного самоуправления. Среди основных – способствовать развитию предпринимательства в сельской местности, где инвалиды могли бы участвовать в возрождении народных промыслов и ремесел.
Общественным организациям, работающим с инвалидами, поручено активнее влиять на формирование законодательной и нормативной базы, регулирующей вопросы соцзащиты инвалидов, а так же отслеживать проведение торгов на заказы, которые по плечу специализированным производством.
Участники «круглого стола» понимают, что, не смотря на предпринимаемые органами областной власти в сфере защиты инвалидов усилия, работы предстоит непочатый край. От иждивенчества тем, кому это по силам, надо переходить к самообеспечению. И главная задача власти помочь им в этом, сообщает пресс-лужба СГД.
*