Сегодня станут известны новые лауреаты премии "Ника"
Сегодня в Центральном театре Российской армии пройдет вручение Национальной кинематографической премии «Ника». Элита российского кино соберется на церемонию уже в девятнадцатый раз. Премия, начинавшаяся когда-то с полушутливого слогана «наш ответ Голливуду», за истекшие годы расправила крылья, стала главным ежегодным событием в мире кино. Вожделенную статуэтку богини Победы мечтают заполучить в свою коллекцию даже те мастера, которые познали сладость успеха в Канне, Венеции, Берлине…
Премия нынче присуждается по 16 номинациям. В каждой из них заявлено по 3 имени, попавших в шорт-лист претендентов на «Нику». Два лауреата нынешнего года уже, впрочем, известны. Награда с формулировкой «Честь и достоинство» ждет 80-летнего патриарха Марлена Хуциева — автора выдающихся фильмов «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май», а теоретик, историк кино, педагог Нея Зоркая получит «Нику» за заслуги в области киноведения и кинообразования. Что касается судьбы других наград, то за них сегодня вечером развернется нешуточная борьба.
Круг основных претендентов на «Нику» в этот раз будет пошире, чем в прошлые годы — все-таки сказывается общее оздоровление ситуации в нашем кино. Из полутора десятков достойных лент, появившихся на экранах в прошлом году, по 3 номинации получили, например, «Статский советник» Филиппа Янковского и «Коля — перекати-поле» Николая Досталя. В 4 номинации попал признанный мэтр Александр Сокуров со своим «Солнцем», но он обратился в академию с просьбой снять свой фильм с конкурса. В 5 номинациях засветились «Итальянец» Андрея Кравчука и «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. И наибольшее количество номинаций — по 7 — получили фильмы «Гарпастум» Алексея Германа-младшего и «9 рота» Федора Бондарчука, между которыми, судя по всему, и развернется основная борьба за награды.
Что характерно: сыновья классиков современного кино избрали принципиально разные дороги в искусстве — как, впрочем, и их отцы. Германа-младшего вполне устраивают фестивальные успехи его медитативных, рассчитанных на фестивальную публику фильмов. Воображение Федора Бондарчука, судя по его первой работе, волнуют эпические полотна, рассчитанные на массового зрителя. Какую тенденцию решат поддержать академики «Ники», к которым имеет честь принадлежать и автор этих строк? Итоги голосования станут известны сегодня вечером.
«Труд» № 46 за 17.03.2006
*