Поехали! Быстрейшие автогонщики мира начали выяснение отношений
В минувшие выходные с победы действующего чемпиона мира Фернандо Алонсо на Гран-при Бахрейна стартовал чемпионат мира в самом престижном в мировом автоспорте классе машин — «Формула-1». Многие болельщики и специалисты ждали старта 57-го сезона «королевских гонок» с замиранием сердца: уж очень хотелось им перемен к лучшему. И предпосылки к этому были: изменился регламент гонок, технические требования, в гоночном караване появились новые гонщики и команды. А главное, прошлогодняя победа Фернандо Алонсо обозначила конец эры Красного Барона и начало новых времен. Одним словом, несмотря на то, что круг фаворитов в принципе остался прежним, можно ожидать сюрпризов и в борьбе за победу в личном зачете, и в Кубке конструкторов.
О фаворитах
Главным претендентом на победу в нынешнем сезоне большинство экспертов считают прошлогоднего чемпиона мира Фернандо Алонсо из «Рено». И он с ходу начал доказывать всем болельщикам, специалистам и коллегам по пелетону, кто в доме хозяин. На первом этапе испанец выиграл, продемонстрировав не только личное мастерство пилотирования, но и грамотные тактические командные действия, ранее характерные скорее для Михаэля Шумахера и его «конюшни». Хотя перед началом сезона существовало мнение, что надеяться на поддержку своей команды Нандо в этом сезоне не стоит. Дескать, руководство команды не простит ему намерения перейти в «МакЛарен» в 2007 году.
— Моими главными соперниками в этом году будут Михаэль Шумахер и Дженсон Баттон, — считает сам испанский гонщик. — Михаэль всегда в борьбе, он знает, как побеждать, и хочет поскорее забыть прошлогодние проблемы. Позади Шумахера серьезная команда и новый болид «Феррари», построенный специально под него. В «Феррари» и «Бриджстоун» сделают все, чтобы добиться успеха. «Хонда» с первых тестов была быстра и всегда показывала отличное время на тестах. У них быстрая, конкурентоспособная машина. Рубенс Баррикелло и Дженсон — опытные гонщики, они в состоянии доехать до финиша без единой ошибки и способны выиграть гонку, если представится такой шанс. Из этой пары я считаю более предпочтительными шансы Баттона — он давно работает с этой командой. У «МакЛарен» есть некоторые проблемы, но все мы знаем, насколько сильна эта команда. Надеюсь, они потеряют несколько важных очков в первых трех-четырех гонках сезона, а потом попытаются отыграться. Я готов держать пари — они выиграют не один Гран-при в этом сезоне.
Но для того чтобы побеждать на трассах «Больших призов», «МакЛарену» надо радикально повысить надежность своих машин. Ведь в прошлом сезоне эта «конюшня», обладая быстрейшим болидом, провалила чемпионат именно из-за проблем в надежности. В итоге Кими Райкконен довольствовался лишь вторым местом. В этом сезоне, пожалуй, его вновь можно считать претендентом на трон. Свой талант он лишний раз подтвердил в Бахрейне, пробившись на третью ступень подиума с последнего места на стартовой решетке.
Горит желанием вернуться на вершину и семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Предсезонные тесты показали, что в «Феррари» учли промашки 2005 года и к новому чемпионату подошли во всеоружии.
— Я убежден в том, что потенциал нового болида позволит мне бороться за победу в чемпионате, — считает сам Шуминатор. — Пусть на предсезонных тестах мы не смогли сделать все, что хотели, из-за непогоды не проехали намеченную дистанцию, но я уверен — скоро машина будет конкурентоспособна. Даже если мы не сможем выиграть в первых гонках, я верю в то, что машина будет прогрессировать по ходу сезона, а это действительно важно. Было бы здорово набрать в Бахрейне и Малайзии несколько очков. Мы начинаем сезон с верой в успех — никаких проблем с мотивацией быть не может. Судя по зимним тестам, небольшое преимущество будет у «Рено», но «Хонда», «МакЛарен» и «Феррари» совсем недалеко — сезон обещает быть напряженным, и мы готовы к борьбе.
И Шумахер вполне убедительно продемонстрировал боеспособность своего болида, выиграв квалификацию к Гран-при Бахрейна и заняв второе место в гонке.
Способны потрепать нервы лидерам все четыре гонщика японских «Тойоты» и «Хонды». Ярно Трулли из «Тойоты» в прошлом году заработал для своей команды первый подиум и первую поулпозишн в ее истории. Однако поговаривают о том, что итальянец пока не смог приспособиться к новому болиду. Свидетельством тому служит 16-е место итальянца в Бахрейне и отставание от лидеров на круг. Для напарника Трулли Ральфа Шумахера этот сезон, пожалуй, последняя возможность доказать, что он способен быть лидером гоночного каравана. Большое будущее прочат и «хондовскому» пилоту Дженсону Баттону. Все без исключения эксперты говорят о том, что надежда британского автоспорта в 2006 году сможет записать на свой счет первую победу в Гран-при. Дополнительным стимулом послужит и внутрикомандная конкуренция. Ведь напарник у Баттона теперь выбравшийся наконец из тени Красного Барона Баррикелло. И четвертое место Баттона в Бахрейне вполне точно отражает силу этого гонщика.
О новичках
Пожалуй, самым ярким дебютантом сезона можно назвать 20-летнего гонщика «Уильямса» финна Нико Росберга — сына легендарного Кеке Росберга, становившегося чемпионом мира в 1982 году в составе той же самой британской «конюшни». Массмедиа уже потихоньку начинают делать из этого блондина эдакого секс-символа «Формулы-1». Вдобавок к восторженным визгам прекрасной половины человечества присоединяют свои солидные голоса легенды «Больших призов».
— Росберг — глоток свежего воздуха для «Формулы-1», — описал роль дебютанта в сегодняшнем пелетоне чемпион мира Найджел Мэнселл.
И Нико подтвердил высокое мнение «зубров» о себе тем, что набрал в первой же своей гонке зачетные баллы. Напомним, что в Бахрейне финн финишировал седьмым.
Кстати, в его биографии уже есть соперничество с самим Шуминатором.
— В 2001-м мы стартовали в одной гонке с Михаэлем Шумахером, — вспоминает финн. — Мне было 15, Михаэлю — 32, это был турнир по картингу, в котором Шумахер был приглашенной звездой. Он тогда стартовал с первого места и финишировал вторым, а я приехал третьим, почти ничего не проиграв. Тогда я не мог бороться — гонка почти сразу закончилось, а выйти вперед можно было бы только за счет ошибки Михаэля. Но надеюсь, в этом году мы погоняемся. Та гонка сыграла важную роль в моей карьере, я понял, что провел ее на равных с лучшим гонщиком мира и в будущем у меня есть шанс.
Еще один дебютант сезона — американец Скотт Спид. Он будет защищать цвета «Скудерии Торо Россо», своеобразного фарм-клуба «Ред Булл». В младших «формулах» американец зарекомендовал себя как быстрый гонщик. Но в Бахрейне попасть в очковую зону ему не удалось — он занял 13-е место, отстав от победителя на целый круг.
Третий и последний новобранец «Формулы-1» образца 2006 года — японец Юдзи Иде. Он малоизвестен за пределами своей родины. Его положение усугубляется тем, что за руль болида «Ф-1» Юдзи сел всего за месяц до старта нового сезона.
— Я никогда не выходил на старт за рулем «Формулы-1», никогда не был в Бахрейне и знаком с этой трассой только по гоночным симуляторам, так что в этот уикенд нужно решить сразу несколько серьезных задач, — переживал он перед стартом своего первого Гран-при. — Я всю жизнь ждал этого момента, представляете, как я волнуюсь?
К сожалению, японцу не удалось финишировать на своем дебютном этапе «королевских гонок». Но добраться до финиша ему помешало не волнение, а технические проблемы.
О «конюшнях»
В Кубке конструкторов главный фаворит — «МакЛарен-Мерседес». Пусть это выглядит немного парадоксально, ведь «Серебряные стрелы» уже лишились ключевых фигур — технического директора Эдриана Ньюи и главного специалиста по аэродинамике Питера Продромы. Кроме того, ушел и тест-пилот Алекс Вурц. Но гонщики «Серебряных стрел» будут выступать на спроектированном именно Ньюи и компанией болиде MP4-21. Он обладает вполне чемпионским потенциалом, поспорить с которым могут немногие. Это, пожалуй, самая скоростная машина чемпионата. Но ее главный недостаток — о чем уже говорилось выше — низкая надежность. Хотя первая гонка нового сезона пока не выявила серьезных проблем у «Серебряных стрел» в этом плане. Оба гонщика команды не просто доехали до финиша, а заработали зачетные баллы. Они набрали в сумме 10 очков и делят первое место в командном зачете с «Рено». Но зачетная «десятка» французской «конюшни» — дело рук лишь одного Алонсо, а второй ее пилот — Джанкарло Физикелла — из-за проблем с гидравликой и вовсе не добрался до финиша.
«Феррари» явно пошли на пользу перестановки в инженерном составе команды. Роль первой скрипки при создании нового болида под маркой 248F1 была отведена Альдо Коста. К тому же из «МакЛарена» вернулся инженер-аэродинамик Николас Томбасис. Президент «Феррари» Лука ди Монтедземоло уверен в высоких скоростных качествах новой алой машины.
Серьезно настроены и в «Тойоте». Потратив в 2005 году на подготовку к сезону более 320 миллионов долларов, команда просто обязана бороться за самые высокие места, отрабатывая инвестиции.
Старейшая в нынешней «Формуле-1» частная «конюшня» — «Уильямс» — осталась, к сожалению, без поддержки БМВ и лишилась ряда крупных спонсоров. Это, без сомнения, выбивает ее из числа топ-команд.
Безусловно, самое пристрастное внимание наших болельщиков будет обеспечено «конюшне» «Мидлэнд». Но, увы, она вряд ли порадует своих поклонников высокими результатами в этом сезоне — опыта еще маловато. Итогами своего первого старта «мидлэндовцы» вряд ли могут быть довольны. Кристиан Альберс сошел на первом же круге из-за поломки карданного вала, а Тьяго Монтейро был на финише лишь 17-м, отстав от победителя на два круга.
Но у нашей команды есть шанс не занять последнее место в Кубке конструкторов. Компанию в хвосте пелетона первой за всю историю «королевских гонок» команде с российской лицензией, скорее всего, составят вторая команда «Ред Булл» итальянская «Скудерия Торо Россо», созданная на базе многолетнего аутсайдера чемпионата «Минарди» и дебютирующая в «Больших призах» японская «Супер Агури». Все же послуживший основой для нашей команды «Джордан» имел гораздо более высокий авторитет в гоночном мире, чем «Арроуз», на чьих болидах четырехлетней давности, модернизированных в соответствии с новым регламентом, будут выступать гонщики японской «конюшни». Да-да! Японские дебютанты только таким способом смогли обеспечить себя болидами. При этом команда вначале планировала в середине сезона заменить древний «Арроуз» на шасси собственной разработки, но перед стартом Гран-при Бахрейна признались, что работа по адаптации болида «Арроуз»-A23 потребовала таких усилий, что у команды просто не осталось ресурсов для работы над новой машиной. И первая гонка принесла японцам одно лишь разочарование: Такума Сато финишировал последним, отстав от Алонсо на четыре круга, а Иде и вовсе не добрался до финиша.
А «Скудерия Торо Россо» может считать свой дебют удачным. Оба ее болида добрались до финиша, заняв в итоге 11-е и 13-е место. Причем лучший гонщик команды итальянец Витантонио Люцци даже финишировал в том же круге, что и лидер.
О регламенте
Самым значимым изменением регламента гонок стало разрешение смены резины по ходу гонки. Теперь каждый гонщик имеет право использовать семь комплектов сухой резины на каждую сессию. Резина, используемая для квалификации и для гонок, должна быть одного типа. Можно производить замену покрышек по ходу гонки неограниченное количество раз. Но эта чехарда с правилами — то «переобувание» болидов запрещается, то вновь легализуется, — видимо, утомила французов из шинного гиганта «Мишлен», и они объявили о том, что в следующем сезоне они покинут «королевские гонки».
Существенно изменился в этом году и формат квалификации. Теперь она проходит по нокаут-системе. Все заявленные машины допускаются на трассу. В конце первой 15-минутной сессии шесть самых медленных машин выбывают и в дальнейших частях квалификации не участвуют. Они делят между собой шесть последних позиций на стартовой решетке в порядке их квалификационных результатов. Результаты оставшихся 16 болидов обнуляются, и они участвуют во второй квалификационной сессии, которая также длится 15 минут. Шесть болидов, показавших худшие результаты, прекращают участие в квалификации и делят между собой следующие от конца шесть позиций. Оставшиеся 10 болидов участвуют в заключительной сессии. Им дается 20 минут, чтобы показать свой лучший результат. Быстрейший получает поул-позишн.
Причем настройки болидов отныне будет запрещено изменять в период с момента начала квалификации до момента старта гонки. Для того чтобы избежать недоразумений, болиды после квалификации будут также помещаться в закрытый парк. Однако смена резины и дозаправка больше не считаются изменениями настроек. Топливо может дозаправляться в любое время в течение первых 40 минут квалификации, то есть во время первых двух сессий может быть дозаправлена любая машина. Однако командам, участвующим в заключительной сессии, необходимо заправлять болиды с расчетом на гонку. То есть они зальют бензин в баки перед последним раундом квалификации, а потом им разрешат перед гонкой дозаправить болиды определенным количеством топлива за каждый круг, пройденный в квалификации за результат. Чуть позже боссы ФИА увидели возможную лазейку в этом положении: пилоты, пройдя один действительно быстрый круг, все оставшееся время сессии могли ехать медленно, лишь изображая борьбу. Цель: медленная езда экономит горючее, а заправиться можно будет большим количеством топлива, ведь в счет пойдут все круги, пройденные в попытке показать результат. И было принято следующее решение: при расчете разрешенной добавочной порции горючки учитывать только те круги, результат на которых хуже лучшего результата пилота не больше чем на десять процентов.
Коснулся новый регламент и «пламенных сердец» болидов. В этом году в моторных отсеках самых быстрых гоночных машин планеты вместо использовавшихся на протяжении последних лет 3-литровых 10-цилиндровых двигателей разместятся 2, 4-литровые 8-цилиндровые. Официальная причина нововведения такова: снижение рабочего объема является наиболее надежным способом уменьшения мощности. Но разработка новых моторов — новые затраты. В то же самое время формульные боссы в последние годы неоднократно заявляли о своем намерении добиваться снижения затрат «конюшен» на участие в «Больших призах». Для того чтобы совместить эти два весьма противоречивых момента, Международная автомобильная федерация (ФИА) сделала к этому пункту регламента маленькое дополнение. Звучит оно так: «Для того чтобы не доставлять дополнительных сложностей маленьким независимым командам, существующие сейчас двигатели V10 могут использоваться вплоть до конца 2007 года. При этом на них будут установлены ограничители оборотов, контролируемые ФИА». При всей заботе о бедных, заложенной в этих строках, они отбрасывают «Формулу-1» на десятилетие назад. Во-первых, они девальвируют само понятие «гоночная серия», подразумевающее техническую идентичность всех болидов, участвующих в гонке. Во-вторых, в последний раз машины с моторами разных конфигураций (V8, V10 и W12), но одного объема одновременно гонялись 13 ноября 1994 года на последней гонке сезона — Гран-при Австралии, после чего была жестко регламентирована конструкция V10. Болиды же с двигателями разных объемов не принимали участие в гонках «Формулы-1» с 13 ноября 1988 года (и опять Гран-при Австралии!), когда техническим регламентом в последний раз предусматривалось использование как турбированных, так и атмосферных силовых агрегатов. Вдобавок даже сам Берни Экклстоун признал, что данное нововведение привело лишь к увеличению затрат «конюшен».
О возвращениях
В этом сезоне в «королевские гонки» вернулись в качестве боссов команд два весьма известных в прошлом гонщика: японец Агури Сузуки и австриец Герхард Бергер.
Сузуки дебютировал в «королевских гонках» в 1988 году. За восемь сезонов он принял участие в 88 гонках. Его лучшим результатом стало третье место, завоеванное в 1990 году на родном Гран-при Японии. После ухода из гонок он основал проект «Аутобакс Рэйсинг Тим Агури прожект», основной целью которого являлась поддержка японских пилотов. Он вернулся к большим гонкам в США в 2002 году, вместе с Адрианом Фернандесом создав команду «Супер Агури Фернандес рэйсинг», выступавшую в американской серии «Инди рэйсинг лиг». И вот теперь он возвратился в «Формулу-1», заручившись поддержкой земляков из «Хонды», снабдивших его моторами и поддержавших деньгами. Перед стартом сезона Сузуки делал весьма задорные заявления.
— Первая гонка нового сезона станет вехой для нашей команды, — говорил он. — Спустя лишь четыре месяца после заявления об участии в чемпионате мы выйдем на старт своего первого Гран-при. В команде много тех, кто пока плохо знаком с «Формулой-1», но все мы с нетерпением ждем начала нашего первого гоночного уикенда. Дебют будет сложным, но, наверное, все уже поняли — сложности нас не пугают!
Герхард Бергер в свое время не раз побеждал на трассах «Больших призов». Теперь ему предстоит обкатывать перспективный молодняк для «Ред Булл». Австриец приобрел у своего друга главы компании «Ред Булл» миллиардера Дитриха Маттешитца, сколотившего состояние на производстве одноименного энергетического напитка, 50 процентов акций команды «Скудерия Торо Россо», созданной на базе «Минарди».
— Моя жена часто спрашивала, когда я перестану сидеть дома, — шутил Бергер, отдыхавший от гонок два с половиной года. — Я вернулся, потому что автоспорт — моя жизнь.
Составы команд, покрышки и стартовые номера гонщиков
«Рено» («Мишлен»):
1 — Фернандо Алонсо (Испания),
2 — Джанкарло Физикелла (Италия).
«МакЛарен-Мерседес» («Мишлен»):
3 — Кими Райкконен (Финляндия),
4 — Хуан Пабло Монтойя (Колумбия).
«Феррари» («Бриджстоун»):
5 — Михаэль Шумахер (Германия),
6 — Фелипе Масса (Бразилия)*.
«Тойота» («Бриджстоун»):
7 — Ярно Трулли (Италия),
8 — Ральф Шумахер (Германия).
«Уильямс» («Бриджстоун»):
9 — Марк Уэббер (Австралия),
10 — Нико Росберг (Германия) **.
«Хонда Рэйсинг Ф1» («Мишлен»):
11 — Рубенс Баррикелло (Бразилия) *,
12 — Дженсон Баттон (Великобритания).
«Ред Булл Рэйсинг» («Мишлен»):
14 — Дэвид Култхард (Великобритания),
15 — Кристиан Клин (Австрия).
«БМВ-Заубер Ф1» («Мишлен»):
16 — Ник Хайдфельд (Германия)*,
17 — Жак Вильнев (Канада).
«Мидланд Ф1 Рэйсинг» («Бриджстоун»):
18 — Тьяго Монтейро (Португалия)*,
19 — Кристиан Альберс (Нидерланды)*.
«Скудерия Торо Россо» («Мишлен»):
20 — Витантонио Люцци (Италия)*,
21 — Скотт Спид (США)**.
«Супер Агури Ф1» («Бриджстоун»):
22 — Такума Сато (Япония),
23 — Юдзи Иде (Япония)**.
* Гонщики, сменившие команду.
** Гонщики, дебютирующие в «Формуле-1».
КАЛЕНДАРЬ ЧЕМПИОНАТА 2006 ГОДА
19 марта — Гран-при Малайзии (Сепанг).
2 апреля — Гран-при Австралии (Мельбурн).
23 апреля — Гран-при Сан-Марино (Имола).
7 мая — Гран-при Европы (Нюрбургринг).
14 мая — Гран-при Испании (Барселона).
28 мая — Гран-при Монако (Монте-Карло).
11 июня — Гран-при Великобритании (Сильверстоун).
25 июня — Гран-при Канады (Монреаль).
2 июля — Гран-при США (Индианаполис).
16 июля — Гран-при Франции (Маньи-Кур).
30 июля — Гран-при Германии (Хоккенхайм).
б августа — Гран-при Венгрии (Будапешт).
27 августа — Гран-при Турции (Стамбул).
10 сентября — Гран-при Италии (Монца).
1 октября — Гран-при Китая (Шанхай).
8 октября — Гран-при Японии (Сузука).
22 октября — Гран-при Бразилии (Интерлагос).
«Российская газета» №54 (4020), 17.03.06
*