Great Wall организует сборку в зоне. Китайские внедорожники начнут выпускать в ОЭЗ «Алабуга»
Руководство китайского Great Wall Motors Ltd. заявило, что выбрало площадку для строительства собственного автомобильного завода в России в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга» (Татарстан). Инвестиции Great Wall в этот проект составят $100 млн. По мнению экспертов, российская продукция Great Wall составит серьезную конкуренцию автомобилям компании «Северсталь-авто».
В минувшую среду на конференции «Автомобильная промышленность России», организованной Институтом Адама Смита, заместитель генерального менеджера Great Wall Лианг Хениаг заявил, что в этом году компания начнет строительство собственного автомобильного завода в Елабуге (Татарстан). По словам господина Хениага, мощность завода составит не менее 50 тыс. автомобилей в год и в дальнейшем будет расширена. По его словам, завод будет выпускать пикапы Great Wall Deer G3, а также внедорожники марки Hover. Когда предприятие будет введено в эксплуатацию, господин Хениаг не уточнил, однако заявил, что принципиальное согласие властей на его строительство уже получено.
Напомним, что ранее генеральный директор компании Ван Фэнъин заявляла о том, что Great Wall намерен инвестировать $100 млн в строительство собственного завода в России. По словам Ван Фэнъин, компания планирует начать строительство предприятия уже в 2006 году и завершить его ориентировочно через 10 месяцев с начала строительства. «Таким образом, первые машины марки „Великая стена“ российский покупатель при благоприятной реализации планов получит уже в 2007 году», — сказала Ван Фэнъин. Источник „Ъ“ в одном из профильных ведомств вчера сообщил, что Great Wall уже ведет подготовительные работы в Елабуге и ожидается, что завод Great Wall заработает к концу года. При этом, уточняет собеседник „Ъ“, изначально его мощности не превысят 25 тыс. машин в год, и он будет выпускать только модель Hover
Ъ Great Wall Motors Ltd. является одним из крупнейших в Китае производителем автомобилей. В его состав входят более 10 компаний, занимающихся производством легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. В 2004 году объем производства составил более 200 тыс. машин. Планируется, что в 2006 году будет выпущено порядка 400 тыс. автомобилей. В России в 2005 году Great Wall продал около 8 тыс. автомобилей.
Как уточняет собеседник „Ъ“, Great Wall решил не подавать заявку в Минэкономразвития на право льготного импорта автокомпонентов в режиме промсборки (это право предусмотрено постановлением правительства №166). По его словам, строящийся российский завод Great Wall станет резидентом ОЭЗ «Алабуга», что на 5 лет освободит его от уплаты налога на имущество и землю, а также снизит ставку выплаты ЕСН. Вдобавок, утверждает источник „Ъ“, власти Татарстана пообещали Great Wall пониженную ставку налога на прибыль и частичное освобождение от уплаты транспортного налога. В правительстве республики уклонились от разглашения подробностей соглашения с Great Wall, а замминистра экономики и промышленности республики Владимир Соловьев ранее заявил „Ъ“, что условия ОЭЗ «Алабуга» выглядят предпочтительнее конкурирующих предложений.
Напомним, что поиск площадки под строительство завода Great Wall начал в августе прошлого года с переговоров с администрацией Самарской области. В декабре Great Wall вступил в переговоры с Татарстаном (к этому моменту заявка на открытие ОЭЗ «Алабуга» уже была признана победителем конкурса МЭРТа), а затем — с администрациями Иркутской и Ленинградской областей. Последние переговоры завершились в середине января, после чего китайская делегация вернулась в Казань и сделала окончательный выбор.
По мнению экспертов, ближайшим конкурентом Great Wall на российском рынке является внедорожник UAZ Patriot (его выпускает Ульяновский автозавод, подконтрольный ОАО «Северсталь-авто»). Сегодня стоимость базовой модели UAZ Patriot составляет около $14 тыс., тогда как цена Hover у дилеров — $22,5 тыс. (Great Wall Deer G3 стоит $12 тыс.). Опрошенные „Ъ“ аналитики считают, что стоимость собранных в Елабуге Hover довольно значительно снизится, а вот цена UAZ Patriot может и вырасти. Как сообщил в минувшую среду гендиректор ОАО «Северсталь-авто» Вадим Швецов, производство UAZ Patriot будет переведено на платформу корейского внедорожника Rexton, который с декабря 2005 года производится на ОАО «Завод малолитражных автомобилей» (Набережные Челны, дочернее предприятие «Северсталь-авто»). Кроме этого, по словам господина Швецова, компания рассматривает возможность начала производства легких коммерческих автомобилей и создание совместно с партнерами нового внедорожника стоимостью до $20 тыс.
В «Северсталь-авто» надеются, что эти шаги приведут к повышению конкурентоспособности УАЗа по сравнению с китайскими конкурентами.
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА
КАЗАНЬ №46 от 17.03.2006, ПТ
*