Авиакомпании “Самара” пришлось отказаться от прямого рейса в Германию и подчиниться стратегии альянса AirUnion, в который она входит. С марта 2006 г. “Самара” будет только доставлять своих пассажиров в Москву на рейсы красноярской компании KrasAir. Самарским пассажирам придется мириться с неудобствами трансфера, а в самой компании пока не могут предсказать, насколько ей будет выгодна такая схема.

По данным ежеквартального отчета авиакомпании “Самара”, на 31 декабря 2005 г. ее крупнейшие акционеры: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ (46,49%), а также ООО “Аверс” (Москва, 19,67%) и ООО “Сибирская страховая компания “Саяны” (Красноярск, 19,67%), аффилированные с авиакомпанией KrasAir. Парк авиакомпании: восемь самолетов Ту-154М, шесть Ту-134, по два Ил-76 и Як-42, один Боинг-737 (в лизинге). С конца 2004 г. “Самара” входит в альянс AirUnion (вместе с KrasAir, “Домодедовскими авиалиниями”, “Сибавиатрансом” и “Омскавиа”). По данным “СПАРК-Интерфакса”, в III квартале 2005 г. выручка АК “Самара” составила 1299,2 млн руб., чистый убыток – 58,8 млн руб. По данным международного аэропорта “Курумоч”, в 2005 г. аэропорт обслужил 1 040 250 человек, из них 40% – на линии Самара – Москва. На международных рейсах аэропорт обслужил 141 037 человек.

С 26 марта “Самара” и партнеры по альянсу AirUnion (KrasAir, “Домодедовские авиалинии”, “Омскавиа”, “Сибавиатранс”) приступают к выполнению летней программы международных трансфертных авиаперевозок в Германию, сообщил “Ведомостям” руководитель пресс-службы авиакомпании “Самара” Александр Ирдулин. Рейсы будут выполняться по маршрутам Самара — Москва — Ганновер (понедельник, среда, пятница, воскресенье) и Самара — Москва — Штутгарт (вторник, четверг, суббота). “Самара” в этой программе будет “подвозить” пассажиров из Самары в Москву к международным рейсам красноярской авиакомпании KrasAir, которые красноярцы выполняют трижды в день. Предполагается, что пассажиры будут прибывать в аэропорт “Домодедово”, на месте проходить таможенный контроль, проверку и оформление багажа. Время стыковки составит 3-6 часов, стоимость билета в оба конца — от $390, говорит Ирдулин.

Ранее “Самара” неоднократно пыталась открыть собственные регулярные рейсы из Самары в Германию. Так, на лето 2004 г. компания заявляла рейсы в Берлин и Мюнхен. Но в итоге рейс в Берлин оказался невостребован, а в Мюнхен — был закрыт в середине сезона из-за плохой загрузки. В 2005 г. авиакомпания открыла рейс в Ганновер (север Германии), заняв эту нишу после того, как челябинская компания “Энкор”, выполнявшая этот рейс в 2002-2004 гг., была поглощена авиакомпанией “Сибирь”. В летнем расписании 2006 г. собственных рейсов в Европу у “Самары” теперь нет. В Европу из Самары летают авиакомпании Lufthansa (Франкфурт, Южная Германия, стоимость билета от $450 без учета сборов) и “Чешские авиалинии” (Прага, Чехия, от $290).

По словам Ирдулина, изменение стратегии “Самары” связано с тем, что в рамках альянса AirUnion составление маршрутной сети основывается на безубыточности: для альянса выгоднее выполнять один рейс из Москвы, подвозя к нему пассажиров из регионов. Пояснить, как будут распределяться доходы от этих рейсов и будет ли “Самара” получать какие-то комиссионные за счет самарских пассажиров, Ирдулин не смог. При этом он отметил, что прошлогодний рейс в Ганновер был вполне успешным. “Накатка новых рейсов требует времени и денег, — поясняет один из бывших топ-менеджеров «Самары». — Так, новые рейсы на Москву начинают окупаться за полгода. Lufthansa с рейсами на Франкфурт вышла на безубыточность только через два года”. По словам пресс-секретаря “Сибири” Ильи Новохатского, пока о восстановлении рейса из Самары в Ганновер речи не идет, так как компания изучает его транзитную эффективность. Но Новохатский отмечает, что “Сибири” проще совершать рейсы в Германию из “Домодедово”, чем пытаться получить лицензию и вставить рейс из Самары в общее расписание.

Директор компании “Самараинтур” Елена Сегал отмечает, что 90% туристов предпочитает прямые рейсы из Самары в Германию. “Полеты за рубеж через Москву несут неудобства, связанные с пересадкой и перемещением багажа, — поясняет она. — AirUnion сможет привлечь пассажиров и турфирмы только очень дешевыми тарифами”. Сегал не исключает, что часть пассажиров перейдет на рейсы Lufthansa.

От официальных комментариев в российском представительстве Lufthansa отказались. Но источник в представительстве, попросивший не упоминать его имя, говорит, что “Самара” не составит конкуренции Lufthansa на немецком направлении, так как среднестатистические клиенты компании — обеспеченные люди, предпочитающие повышенный уровень сервиса. Кроме того, по оценкам собеседника, больше половины пассажиров, летящих во Франкфурт рейсами компании, — трансферные, они заинтересованы в удобных стыковках, которые российские перевозчики предоставить не могут.


В “ДОМОДЕДОВО” РАСТЕТ ПАССАЖИРОПОТОК

Аэропорт “Домодедово” увеличил за январь — февраль 2006 г. пассажиропоток на 17,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. — до 1,7 млн человек, сообщила вчера пресс-служба группы “Ист Лайн” (управляющая компания аэропорта). Международный пассажиропоток аэропорта за первые два месяца текущего года составил 952 000 пассажиров, что на 16,9% больше, чем год назад. Наиболее популярными направлениями в начале года были: Бангкок, Сочи, Ростов-на-Дону, Тель-Авив, Мадрид, Шарм-эль-Шейх, Санкт-Петербург, Южно-Сахалинск. По этим маршрутам было обслужено около 280 000 пассажиров, что в 1,5 раза превысило показатели двух месяцев 2005 г. (общий рост 17,2%).

Екатерина Селезнева

Ведомости – Самара

17.03.2006, №46 (1573)

Ведомости – Самара

*