17 марта в Самаре во Дворце детского и юношеского творчества состоится городской тур областного конкурса социально-образовательных проектов «Гражданин».

Данный конкурс учрежден Министерством образования и науки Самарской области, Самарским институтом повышения квалификации работников образования, региональным Центром гражданского образования.

Организацию и проведение районного и городского туров конкурса осуществляет Департамент образования администрации города Самары.

Целью конкурса является формирование активной гражданской позиции учащихся, социализация учащихся образовательных учреждений.

Среди задач конкурса:

— закрепление в процессе деятельности теоретических знаний, полученных учащимися на уроках обществознания и граждановедения.

— освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

— развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

— развитие коммуникативных навыков;

— приобретение навыков групповой работы;

— привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;

— формирование у обучающихся чувства гражданской ответственности;

— формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти, в целях решения актуальных социальных проблем.

В конкурсе принимают участие учащиеся разных типов и видов образовательных учреждений, члены детских и молодежных общественных организаций, заинтересованные внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в своем поселке, районе, городе, регионе, стране.

Конкурс проводится в два этапа:

I этап – «Моя малая Родина». В ходе работы над проектом учащиеся под руководством педагога и при помощи администрации образовательного учреждения выявляют, формулируют, предлагают вариант решения выбранной ими проблемы, актуальной для их школы, микрорайона, села и участвуют в ее решении.

II этап – «Родному городу (району) желаю». На данном этапе учащиеся выявляют, формулируют выбранную проблему, которая является актуальной для сельского района или города и предлагают свое решение.

Исследуя сущность проблемы, команда собирает информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, и оформляется портфолио. Портфолио состоит из двух разделов: папки документов и раздвижного стенда.

Папка документов – (документы, материалы СМИ, результаты социологических опросов, фотографии, рисунки и др. материалы), отражающая основные этапы работы школьников по проблеме в логической последовательности. Папка документов представляется в жюри для детального анализа логики работы школьников по проекту.

Раздел показа — четырехстворчатый стенд (80 х 100 см), на котором размещаются материалы в соответствии с четырьмя разделами проекта (актуальность проблемы, анализ информации по ней, собственная программа, этапы реализации проекта), позволяющие более наглядно представить суть проекта и эффективность его реализации во время устной презентации.

Работа завершается защитой проекта, где учащиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умения компетентно представить собственный вариант ее решения и представить результаты деятельности по проекту.

Защита проекта предполагает выступление команды из 5 – 6 человек, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы других участников конкурса и жюри.

Каждый этап конкурса проводится на трех уровнях:

— Районный.

— Городской.

— Областной.

Команды-победители II этапа очного тура областного конкурса, участвовавшие в I этапе, получают право представить свои проекты на Финал Всероссийского конкурса проектов акции «Я — гражданин России».

Жюри конкурса формируется из представителей различных ветвей власти, администраций, депутатов представительных органов, структур управления образованием, представителей СМИ, преподавателей курса «Основы жизненного самоопределения» («Граждановедение»).

Экспертная оценка проектов осуществляется по таким критериям, как:

— Актуальность и важность поставленной проблемы.

— Социальная значимость проблемы.

— Юридическая правомерность действий.

— Самостоятельность разработки проекта.

— Реалистичность, экономичность.

— Перспективность.

Ежегодно в конкурсе на районных уровнях принимают участие до 40-50 школьных команд. В городском туре конкурса принимают участие 6-10 команд.

Управление по связям с общественностью и работе со СМИ администрации городского округа Самара.

*