Таможенники нашли способ, как навести порядок в розыске на дорогах России «левых» иномарок. Они намерены сверить собственную базу данных о разыскиваемых авто, которые «проходят» по делам о неуплаченных таможенных пошлинах, с базой данных системы «Автопоиск», которой пользуется Госавтоинспекция. Распоряжение о беспрецедентной «сверке» подписал на этой неделе глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов.

Как объяснила «РГ» начальник правового отдела ФТС Елена Болоцкая, сверку планируется провести начиная с 1995 года. Именно за последние 10 лет в Россию было незаконно ввезено 8288 автомобилей, которые таможенникам удалось «засечь» и с помощью коллег из Госавтоинспекции объявить в розыск. При этом на 1039 авто были заведены уголовные дела по контрабанде и неуплате таможенных пошлин в особо крупных размерах (от 50 тысяч рублей). Здесь, как говорится, проблем нет. Остальные же иномарки-нарушители «прошли» по обеим базам данных как «предметы административных правонарушений», а также по весьма расплывчатой формулировке — «наличие у таможенных органов информации о неуплате таможенных платежей». Однако ни Таможенным, ни Административным кодексами не предусмотрено объявление в розыск автомобилей за неуплату таможенных пошлин. В розыск, согласно Уголовному кодексу, можно объявлять только автомобили, которые фигурируют в уголовных делах. Кроме того, приказ же МВД, обязывавший включать в базу и машины, числящиеся в делах об административных правонарушениях, уже год как отменен. Таким образом, образовался правовой вакуум. Именно эти обстоятельства и связанные с ними судебные иски владельцев авто, у которых, по сути, были незаконно изъяты автомобили, и вынудили таможенников взяться за чистку баз данных. Из них будут «вычеркнуты» те иномарки, которые прошли по графе «предметы административных правонарушений» и «наличие у таможенных органов информации о неуплате таможенных платежей». Останутся только те, на которые заведены уголовные дела. В итоге база данных по автомобилям, разыскиваемым за неуплату таможенных платежей, сократится почти в восемь раз. Но зато, по словам Болоцкой, ту тысячу авто, которая останется в ней, таможенники будут искать всеми доступными им оперативными способами.

Но вполне понятно, что контрабандный товар торговцы уже давно сбыли с рук. И машинами могут пользоваться люди, которые даже и не подозревают, какую иномарку им «подложили». На языке юристов — это называется «добросовестный покупатель». Тогда, бьют тревогу эксперты, под прессом органов дознания могут оказаться именно такие владельцы авто. «Покупая практически новые престижные машины по цене ниже рыночной, — приводит свой контрдовод Болоцкая, — скорее всего знали истинную причину занижения цены. И этот факт будет в основе следствия». В любом случае недобросовестность покупателя таможенникам придется доказать в суде. И только после этого владельца иномарки обяжут возместить государству таможенные платежи и пени за нерастаможенные авто. Напомним, что за каждый день просрочки в бюджет взыскивается пени — 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ, а за неуплату налогов и таможенных платежей полагается штраф в размере 20 процентов от неуплаченного, причем в течение пяти дней со дня обнаружения. Не заплатишь — авто конфискуют.

По словам Болоцкой, обобщение результатов сверки должно быть закончено до 15 мая этого года. Кроме того, таможенники должны разработать предложения по совершенствованию механизма взыскания таможенных пошлин, налогов, неуплаченных при незаконном ввозе иномарок. При этом эксперты не исключают, что существующие ныне пробелы в законодательстве по розыску иномарок таможенники постараются ликвидировать с помощью поправок в Таможенный либо Административный кодекс.

Kомпетентно

Начальник Национального центрального бюро Интерпола в России Тимур Лахонин сказал корреспонденту «РГ», что согласование баз данных с Федеральной таможенной службой о находящихся в розыске иномарках позволит правоохранительным органам быстрее, без излишней волокиты помогать автовладельцам выходить из трудных ситуаций.

Ведь немалую часть информации о незаконно ввезенных в страну автомобилях Интерпол получает именно от таможенников и пограничников.

Тимур Лахонин рассказал корреспонденту «Российской газеты», что порой некоторые граждане годами ездят со штампом в техпаспорте, согласно которому их машина числится в угоне. То есть, они не могут свой автомобиль продать, подарить, перерегистрировать. Почему это происходит? Сотрудник ГАИ, обнаруживший машину, числящуюся в международном розыске, сообщает Интерполу. При этом сразу возбуждается уголовное дело. Интерпол обращается к коллегам за рубежом. Если у владельца угнанной машины, допустим, в Германии, нет больше желания вернуть пропажу, то этот автомобиль из списка разыскиваемых вычеркивают. Как правило, иностранцы за своих украденных «коней» получают страховки и претензий к новым владельцам не предъявляют. Сейчас, кстати, больше всего машин с «темным прошлым» пригоняют из Бельгии.

Выяснение всех этих обстоятельств и отнимает львиную долю времени. Более того, одно ведомство считает, что к машине и ее владельцу претензий больше нет, а другое — все еще числит авто вне закона. Все это нервирует граждан, вынуждает их обращаться в суды. Быстрый межведомственный обмен информацией, считает Лахонин, позволит решить эти проблемы. Более того, российское бюро Интерпола вскоре сможет узнавать об угнанных машинах в режиме реального времени.

Евросоюз выделил три миллиона евро на новый проект в России — «Модернизация Сети Интерпол», который будет завершен в 2008 году. Милиция получит более широкий доступ к глобальной полицейской коммуникационной системе. То есть, об украденном за границей «Мерседесе» будут сразу же знать в России. И, разумеется, краденую машину будут встречать пограничники, таможенники и гаишники.

Между тем

Как сообщили «РГ» в Федеральной таможенной службе, на этой неделе сотрудники Московской восточной таможни возбудили 3 уголовных дела по ст. 188 ч. 1 УК РФ по факту незаконного перемещения через таможенную границу автомобилей, стоимость каждого из которых составляет около 2,5 миллиона рублей. Обнаружить автомобили, незаконно ввезенные на территорию РФ, удалось в ходе совместной с сотрудниками ГИБДД операции по проверке «чистоты» импортных машин на предмет таможенного оформления. Сумма неуплаченных таможенных платежей только по трем иномаркам составила около 8 миллионов рублей.

«Российская газета» №52 (4018), 16.03.06

*