17 марта в музее им.Алабина состоится пресс-конференция, посвященная созданию в Самаре Всемирного мемориала жертвам террора.

Первоначальный проект создавался для Москвы. Но воплотить в столице замысел не удалось, и в 1996 году Управлением культуры Самары было предложено реализовать этот проект здесь. Тогда же, с согласия автора, тема памятника была расширена: к изначальной теме жертв необъявленных войн в неё были добавлены мотивы Гражданской войны (без различения политических «цветов»), репрессий (террор, необъявленная война против собственного народа), других террористических актов. Относительно террора предполагалось, что это военные действия, которые, по сути, также являются необъявленными войнами. Прошло время, и мы поняли, что терроризм может носить серийный характер, представляя, собой, по сути, тотальную мировую войну. Мэр Самары О.Н. Сысуев поддержал проект, но в 1997 году был приглашён занять кресло заместителя Председателя Правительства России.

К началу века терроризм стал головной болью всех правительств мира, поэтому было принято решение скорректировать название памятника. При этом темы необъявленных войн и репрессий не исчезли из проекта, просто наиболее общим термином, подходящих для всех подобных событий, является террор.

М.М. Шемякин затрагивал тему Мемориала в личных беседах с Президентом России В.В. Путиным и получил устное одобрение проекта. Более того, осенью прошлого года на церемонии закладки памятника жертвам трагедии в Нью-Йорке В.В. Путин публично выразил сожаление, что аналогичного памятника нет в России.

Администрация Самарской области также поддержала проект. По рекомендации Губернатора Самарской области К.А. Титова было принято следующее решение. Проект создания Мемориала был заслушан и утверждён на II съезде общественного движения «Лига самарских землячеств», который состоялся 21 мая 2004 года. Проект создания этой организации и проект Мемориала изначально связаны и развивались одновременно. В 1997 году почётный председатель Лиги кинорежиссёр Эльдар Рязанов выпустил в эфир телевизионный фильм о Михаиле Шемякине, в котором значительное время было уделено рекламе самарского проекта.

Мемориал будет большим памятником в виде квадратного замка со стороной примерно в 50 метров. Внутренность Мемориала заполнена скульптурным лабиринтом, содержащим артефакты и документальные свидетельства о жертвах террора, репрессий, о судьбе участников необъявленных войн. Предполагается и олицетворение жертвенной матери и символа тотальной смерти. Предполагаемое место размещения Мемориала – крутой «лоб» над Волгой в Загородном парке культуры и отдыха имени М. Горького. Есть и другие варианты.

Мемориал задуман как символ Покаяния, Памяти и Предупреждения. Нравственная проблема вождя и народа, деспота и «праха его ног», фанатичного экспериментатора, создающего «новый мир», и подопытного ему человечества, палача и жертвы является вечной и всемирной. Её знают везде: на Востоке и Западе, на Севере и Юге. Кровь лилась и льётся тоже везде: в России, Ираке, Израиле, Испании, Франции, США, Японии, Египте, Латинской Америке, Индии, Шри-Ланке, Ирландии, Югославии, в Африке и Юго-Восточной Азии. Прах тысяч и миллионов погибших является всемирным предупреждением, требует всемирного покаяния, и всемирной памяти.

Волею судеб именно России выпала сомнительная честь не только существенно усовершенствовать существующую ранее теорию и практику терроризма, но и стать инкубатором террористов, рассадником его по всему свету. М. Бакунин, С. Нечаев, народники, эсеры, большевистские «экспроприаторы», убийства сановников… Всё это позволило разработать идеологию и ввести в практику новый тип террора, а именно, как средство массового устрашения. От взрывов гибли дети, а российские дознаватели на допросах террористов с изумлением слышали: «Чем больше невинных погибнет, тем больше станет ненависть народа к тирании, тем быстрее эта тирания рухнет». Пластид и террористы-смертники – также российское изобретение.

Дальнейшее развитие терроризма в России общеизвестно. Произошла революция, началась необъявленная никем жесточайшая Гражданская война, в которой латышские стрелки выдвинули лозунг: «Ответим красным террором на белый террор». Смерть в России стала до такой степени привычным и обыденным делом, что репрессии, начавшись ещё в Гражданскую войну, продолжились на долгие годы после её окончания. В них было большое разнообразие: перевоспитание «буржуазных элементов»; раскулачивание. Голодомор 1933 года, когда меньше, чем за год сознательно организованным голодом было уничтожены миллионы «реакционных» украинских крестьян и казаков; массовые репрессии тридцатых годов прошлого века; уничтожение революционеров первой волны и военных; переселение целых сословий и народов; гонения на учёных, философов, деятелей культуры, священников всех религий; преследование инакомыслящих по любому признаку (убеждения политические, религиозные, национальные, культурные и т.д.); политические убийства за границей и многое другое. Систематически истреблялся, подавлялся, изгонялся из страны цвет нации. Страшные поражений первых недель Великой Отечественной войны были, в первую очередь, вызванными сталинской идеологией.

Естественным развитием этой политики стали постоянные попытки экспорта революции, расширить лагерь социализма. Вооружённое подавление демократической оппозиции в социалистических странах: Германии, Венгрии, Чехословакии. Участие России в необъявленных войнах во многих точках мира: в Анголе, Никарагуа, Афганистане… Российские военные отдавали свои жизни, расплачиваясь за авантюристическую политику своих руководителей. И убивали сами. Всё это – терроризм.

Есть и зарубежная составляющая дореволюционного российского терроризма. В конце XIX и начале XX века под воздействием идеологии сионизма начался массовый исход евреев в Палестину. Основной страной исхода стала дореволюционная Россия (включая Польшу). Очень многие эмигранты были носителями революционных идей, включая экстремистские, состояли в соответствующих организациях, и прекрасно знали, какую силу имеет террор. Так теория и практика терроризма попала на Ближний Восток и очень скоро стала применяться сначала против арабов, а потом и против англичан. Потом были войны Израиля ради расширения границ, осуждённые ООН, изгнание сотен тысяч арабских семей и т.д.

А дальше произошло то, что не могло не произойти. Арабы оказались способными учениками, и теперь терроризируют израильтян, американцев и всех прочих. Так что Усами Бен Ладена без всякой натяжки можно считать идеологическим внуком М. Бакунина и С. Нечаева.

Такова предыстория, которая обосновывает необходимость создания Всемирного мемориала жертвам террора именно в России. Что касается местонахождения его внутри России, то это не представляется существенным. Когда в 1996 году М.М. Шемякину впервые была предложена Самара, он посмотрел на карту и сказал: «Центр Европейской России. Карта области напоминает сердце. Сердце России. Вот здесь мемориалу и быть…»

Мемориал уникален, единственен в мире. Есть памятники, посвящённые жертвам конкретных террористических актов. Но нет памятника, задуманного в целях всемирного покаяния, как результата философского осмысления истории и идеологии террора. Следует считать исключительную актуальность мемориала. Терроризм, действительно, головная боль всех правительств мира. Уникальность мемориала подтверждает и личность художника. М. Шемякин, без сомнения, входит в высший эшелон мировой художественной элиты. Мемориал – одно из самых больших, его произведений.

Мемориал является мирокультурным объектом. Его можно считать храмом. Храмом культуры мира. В целом, появление такого памятника будет способствовать повышению духовности, профилактике радикализма, экстремизма, терроризма, повышению уровня веротерпимости, межнациональной, межсоциальной и другой толерантности, привлечению внимания населения всей земли к необходимости мира, важности мира, абсолютной бесперспективности любого другого, кроме мира. Мемориал является идеальным местом для проведения миротворческих и культурных акций, в частности, Международного фестиваля культуры мира. Нет сомнения в том, что с созданием мемориала, Самарский регион первый получит культурный и туристический объект с мировой известностью.

Решения по Мемориалу на II съезде Лиги самарских землячеств.

1. Утвердить проект создания в Самаре Всемирного мемориала жертвам террора как центральную программу деятельности Лиги земляков на последующий период.

2. Образовать Общественный комитет по созданию Мемориала. Цели Общественного комитета – аккумулирование средств и рекламирование Мемориала. Состав Общественного комитета утвердить на III съезде земляков в июне 2006 года.

Сообщает Самарский Союз журналистов.

*