Когда-то было принято лечиться исключительно мазями, каплями и порошками, полностью доверяя аптекарям. Похоже, Министерство здравоохранения и Госдума хотят вернуться к старому, но на новый лад. В аптеках не будут готовить порошки. Но будут рекомендовать те или иные лекарства, исходя из списка ингредиентов, которые врач обозначит в рецепте.

С федеральными льготниками так, в принципе, уже и происходит. В рецептах врачи пишут международные непатентованные названия лекарств, а не конкретные, привычные слуху названия. Самый банальный пример: ацетилсалициловая кислота вместо аспирина. А в аптеке выдают то лекарство, что есть на складе, и просить аспирин определенной фирмы-производителя бесполезно: берите то, что есть, написано «ацетилсалициловая кислота», так ее вам и дают… Это одно из последствий монетизации. Недавно Министерство здравоохранения и социального развития «узаконило» эту норму, 6 марта этого года зарегистрировав в Минюсте приказ от 16 февраля этого года N 97 «О порядке выписывания рецептов на лекарственные средства отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в рамках реализации дополнительного лекарственного обеспечения». Согласно документу, выписка рецептов должна производиться по международным непатентованным названиям, а в случае их отсутствия – по иным названиям лекарственных средств, зарегистрированных не территории РФ.

Российские законодатели хотят пойти еще дальше: в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О лекарственных средствах», который предполагает, что рецепты для всех (а не только для льготников) будут содержать названия фармацевтических субстанций – международных непатентованных названий лекарств. Примечательно, что одним из авторов законопроекта выступил член Совета Федерации Игорь Брынцалов – известный фармацевтический «король». Сегодня в интервью корреспонденту «Фонтанки» врачи петербургских поликлиник, узнав авторство документа, в один голос заявили: понятно, почему появились поправки, — в случае их принятия брынцаловские лекарства (дешевые аналоги зарубежных) станут весьма востребованы. Препараты «от Брынцалова» сейчас составляют почти весь список для льготников.

Законодатели считают, что переход на международные стандарты разрушит порочную «смычку» между фармацевтическими компаниями и врачами, которые за долю малую «продвигают» больным те или иные лекарства. Да, признаются врачи, такая практика существует: представители фирм ездят по городам, рекламируя свой товар. А как иначе? Это их бизнес, а для врачей – возможность ознакомиться с новинками (и в ряде случаев – вовсе не худшими). Другое дело, когда посетителям поликлиники врач, не сходя с места, продает препарат. Ну, а насчет «смычки» — так в любой семье не без урода…

Кроме того, как заявили врачи корреспонденту «Фонтанки», выбирать лекарство по одному из содержащихся в нем ингредиентов опасно уже потому, что отнюдь не все знают о противопоказаниях и опасностях других составляющих препаратов – речь может идти от аллергии до анафилактического шока. Кроме того, у покупателя не останется выбора. Аптекари будут предлагать им не привычные для них препараты, а то, что есть на складе. Так может возникнуть переизбыток одних лекарств и дефицит других. Не надо забывать и о низкой покупательской способности: когда большая часть пришедших в аптеку будет спрашивать самые дешевые препараты. А ведь разные препараты (хоть и с одними составляющими) действуют по-разному – дело это сугубо индивидуальное. Те же льготники сейчас зачастую отказываются от соцпакетов, потому что не могут купить в аптеке привычных им лекарств.

У фармацевтов – иное мнение. Они считают, что изменения в назначениях врачей, наоборот, даст потребителям право выбора. Если больной постоянно принимает какой-то препарат и знает, из чего он состоит, он и будет его просить. Фармацевт же в аптеке обязан предложить весь ассортимент, предоставив покупателю выбрать – за сто рублей он хочет купить лекарство или почти такое же, но за тысячу. Конечно, определенные трудности будут, но они преодолимы. Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» председатель правления общественной организации Санкт-Петербургская профессиональная Ассоциация фармацевтических работников Татьяна Зайченко, врачам придется приучать себя к труднопроизносимым названиям, с которыми они до этого мало работали, фармацевтам тоже придется расти профессионально (они должны будут знать все синонимы того или иного названия, но для этого есть специальные справочники).

Вот такие разные мнения. Обывателям же по большому счету все равно, какие у них будут рецепты. Главное, чтобы лекарство действовало и было, что называется, удачным сочетанием цены и качества. Вот только есть подозрение, что ничего, кроме очередных сложностей для потребителей, изменения закона нам не принесут. А может, обойдется и их еще и не примут. Так что пейте аспирин, но помните, что это на самом деле — ацетилсалициловая кислота.

Светлана Борисова,

Фонтанка.ру

15/03/2006 15:02

Фонтанка.ру

*