В Татарстане построят “Великую стену”. Great Wall объявила о планах строительства завода в Елабуге
Китайская Great Wall выбрала площадку для строительства завода в России. Предприятие мощностью 50 000 внедорожников в год может разместиться в особой экономической зоне в Татарстане. Локализация производства в России даст возможность китайским автоконцернам завоевать весомую долю на российском рынке.
Как сообщил вчера заместитель генерального менеджера Great Wall Лианг Хениан, компания решила, где построит завод по производству своих автомобилей в России. Предприятие расположится в Елабуге. Компания уже получила принципиальное согласие от властей Татарстана и России. Завод мощностью 50 000 автомобилей в год будет производить пикапы и внедорожник Hover.
Китайский автоконцерн присматривается к России больше года. Представители компании смотрели площадки в Иркутской, Самарской, Калининградской, Ленинградской областях и в Татарстане. Впрочем, предправления российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев говорит, что решение о строительстве в Елабуге еще не окончательное. Но завод, по его словам, будет построен именно в Татарстане. По его информации, заявка Great Wall о строительстве завода в России должна быть утверждена на комитете по развитию и реформам госсовета КНР. А источник, знакомый с деталями переговоров, сообщил, что заявка еще не рассмотрена советом акционеров Great Wall.
Сотрудник Министерства торговли и внешнеэкономических связей Республики Татарстан сообщил “Ведомостям”, что 28 ноября Татарстан победил в конкурсе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и “Особая экономическая зона Республики Татарстан промышленно-производственного типа” находится в Елабужском районе. По словам собеседника “Ведомостей”, если завод будет построен в особой экономической зоне, Great Wall сможет ввозить беспошлинно любой товар, из которого можно выпускать автомобили или комплектующие. Кроме того, резидент зоны на 10 лет освобождается от транспортного, земельного налога и налога на имущество, а налог на прибыль снижается с 24% до 20%. Чиновник утверждает, что Great Wall готов вложить в завод 60 млн евро. “Это будет производство полного цикла — со сваркой, окраской и сборкой, а возможно, и производством некоторых комплектующих”, — сказал он. По словам источника, компания планирует начать строительство в этом году, а в 2007 г. — выпустить 10 000 внедорожников.
В России продаются пикапы Deer G3 (3307 в прошлом году), а также внедорожники SUV (651) и более дорогой Hover. Самые популярные Deer G3 стоят от $12 186, внедорожники SUV обойдутся в $20 490. Hover стоит $22 450, а с кожаным салоном, двумя подушками безопасности и подогревом зеркал и сидений — около $25 100. Дилеры “Ирито” довольны спросом на внедорожники. По словам представителя компании “Темп-Авто”, пожелавшего остаться неназванным, конкурентов по цене пикапам Great Wall на российском рынке практически нет.
В будущем китайские компании могут занять весомую долю российского рынка. Руководитель направления продаж китайских автомобилей компании “Инком-Авто” Алексей Сорокин считает, что за счет льготных условий сборки Great Wall может продавать свыше 25 000 автомобилей в год. “Пока пошлины на ввоз автомобилей щадящие, китайским автопроизводителям выгодна сборка в России — в режиме промышленной сборки или в особой экономической зоне, — уверен он. — Поэтому в ближайшие несколько лет китайский автопром попытается занять большую часть российского рынка местной сборки”. Президент Российской ассоциации дилеров Олег Наумов считает, что при грамотной ценовой политике и развитии системы сервисного обслуживания китайские автопроизводители могут занять до 5% рынка за три-четыре года, потеснив прежде всего российского автопроизводителя. Генеральный менеджер по маркетингу группы компаний “Рольф” Валерий Тараканов считает, что в 2010 г. китайские автомобили займут 6-7% рынка новых иномарок, что составит около 100 000 машин в год.
Great Wall – крупнейшее в Китае негосударственное предприятие по производству автомобилей. Производит более 200 000 автомобилей в год. В России в 2005 г. Great Wall продала 6600 автомобилей. Выручка за первое полугодие 2005 г. – $193 млн, чистая прибыль – $28 млн.
Глеб Столяров
Ведомости
16.03.2006, №45 (1572)
*