Свою победу на зимних Играх в Турине фигурист Евгений Плющенко посвятил своей стране — России и своим соотечественникам. О чем не раз говорил после возвращения с Олимпиады.

Но есть и более прозаическая сторона золотой медали: бытовая, жилищная. Обмолвился он о ней еще в Турине. Хватит, сказал, работать на государство, пора поработать и на себя. А на недавней встрече с президентом РФ в Кремле попросил Евгений главу государства помочь решить его квартирный вопрос.

…Представляет Плющенко на всероссийской арене Петербург, куда переехал из Волгограда в неполных 12 лет. Первое время жил в однокомнатной квартире своего тренера Алексея Мишина (сам тренер с женой проживает в другой, более просторной). После того, как к нему, тогда совсем еще ребенку, приехала из Волгограда мама, им, стараниями «пробивного» Мишина, выделили крохотную комнатушку в многонаселенной коммуналке старого дома на Петроградской стороне. У этого дома был лишь один плюс: недалеко от Дворца спорта «Юбилейный», где до сей поры тренируется спортсмен.

Налаживаться быт быстро взошедшей и, несомненно, самой яркой за последние годы звезды фигурного катания начался ближе к первым для него Играм — 2002 года в Солт-Лейк Сити. В ту пору, помимо государственной стипендии, он имел уже и возможность самостоятельно зарабатывать на ледовых шоу, а также в турнирах серии «Гран-при», проводимых Международным союзом конькобежцев — ИСУ. Женя обзавелся хорошим авто, начал строить загородный дом. А после «серебряного» успеха в Солт-Лейк Сити приобрел с помощью городской администрации и собственное жилье в новом доме на Богатырском проспекте. Дом этот совсем недалеко от строящейся Академии фигурного катания, где, как предполагается, будут тренироваться ученики Алексея Мишина и воспитанники знаменитых петербургских тренеров — Тамары Москвиной, Олега Васильева, Людмилы Великовой.

Отсюда недалеко и до коттеджа семьи Плющенко в престижном Курортном районе Петербурга на берегу Финского залива (стоимость одной сотки здесь достигает 10 тысяч долларов). Евгений очень гордится своим фешенебельным загородным домом. Вложил в него много денег и идей. Правда, бывает в нем нечасто — сборы, турне, соревнования. Живет здесь в основном его мама да сестра с племянницей. Именно они, к слову, значатся и хозяевами квартиры на Богатырском. Сам же знаменитый спортсмен, женившись в прошлом году на Марии Ермак, дочери карельского бизнесмена, переехал жить к ней в квартиру на Васильевском острове.

— Недвижимости за старшим лейтенантом Евгением Плющенко не значится, — сказали мне в СКА Петербурга, за который выступает фигурист. — По поручению командования ЛенВО мы, конечно, предоставим ему, герою минувшей Олимпиады, собственное жилье. Хотели сделать это еще до начала Игр, предложили Жене в январе однокомнатную квартиру. Но он отказался. В самом деле: женатый человек, надо думать о перспективах развития семьи, о детях…

Что ж, можно было бы порадоваться за великого фигуриста и его близких: государство и армия воздают должное за его спортивные заслуги.

Правда, есть одно «но». В Ленинградском военном округе 21 тысяча военнослужащих-очередников. 5235 из них, служа в Петербурге и его ближних пригородах, живут в служебных комнатах, общежитиях. Дело сдвинулось с мертвой точки только нынешней весной. В начале марта 73 офицерские семьи получили ордера на жилье в отреставрированном доме в городе Пушкине («Труд» писал об этом). До этого квартиры офицеры получали в начале 2005 года — 22 семьи въехали тогда в новый дом на Богатырском проспекте.

Там и предлагают сейчас поселиться Евгению Плющенко, как и другой олимпийской чемпионке «от Петербурга» — лыжнице Евгении Медведевой-Арбузовой. Дом крупнопанельный, с улучшенной планировкой. Двухкомнатная квартира, которую округ готов выкупить для фигуриста, светлая, просторная (около 70 кв. метров), с лоджией, прихожей в виде холла. И с полной отделкой. Такие стоят в городе от 70 тысяч долларов. Если военные слово свое сдержат, Плющенко станет одним из первых в Петербурге в новейшей истории спортсменов, кому подарили квартиру. Четыре года назад его коллеги — олимпийские чемпионы в парном катании Елена Бережная и Антон Сихарулидзе добиться этого от властей города не смогли. Хотя обещаний хватало. Свою роль сыграло тогда, не исключено, отрицательное мнение общественности. «Фигуристы хорошо зарабатывают, вполне могут купить себе не одну квартиру», — примерно так высказывались горожане, в том числе известные, на страницах местных газет. В Петербурге ведь до сих пор очень большая очередь на улучшение жилищных условий. Только остро нуждающихся (ветеранов войны и труда, инвалидов, сирот), по данным жилищного комитета городской администрации, 616 тысяч человек. И двигается эта очередь крайне медленно.

Сами купили себе жилье и неоднократные призеры мировых и европейских чемпионатов, товарищи Плющенко по фигурному катанию Маша Петрова — Алексей Тихонов. И золотая медалистка Турина конькобежка Светлана Журова. Взяв в долг у коллег — конькобежцев Голландии, она построила небольшой дом в поселке Бернгардовка Ленинградской области. Сейчас с долгами начала расплачиваться. А когда ей представилась возможность пообщаться с президентом Путиным, Журова попросила, чтобы он «дал указание построить в Петербурге современный каток, негде тренироваться молодым спортсменам»…

В историческом Главном штабе, в зданиях которого на Дворцовой площади располагается командование ЛенВО, сотрудники подразделения, ведающего «жилищным вопросом», подробно рассказав мне о ситуации с квартирами для офицеров и спортсменов, в завершение строго подчеркнули:

— Для таких людей, как Евгений Плющенко, мы никаких денег не пожалеем, предоставим достойное жилье. Он — наша гордость!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай ПЕТРАКОВ, академик, директор Института проблем рынка:

— Конечно, приятно, когда президент помнит о наших чемпионах, но делать такие подарки, мне кажется, не совсем правильно. Почему именно фигурист Плющенко должен получить за победу на Олимпиаде квартиру? Он что у нас, на особом положении? Он явно не бедный и может купить жилье на свои деньги. Боюсь, что и героям прошлых Олимпиад будет несколько обидно. Они так же когда-то защищали честь страны и не меньше сделали для нее, чем нынешние олимпийцы.

Михаил ТАНИЧ, поэт, народный артист России:

— Можно по-разному относиться к подаркам президента и рассуждать, почему именно Плющенко, а не кто другой, получит от него в награду квартиру. Я считаю, что президент просто совершил эмоциональный поступок. Плющенко доставил радость нам всем, в том числе и президенту. А он — такой же человек, как и мы. Поэтому он имеет право на такой поступок. Конечно, этот подарок может у кого-то вызвать чувство зависти. Но мы не должны корректировать этот эмоциональный поступок президента.

ЛАРИСА ГОЛУБКИНА, актриса:

— О зависти вообще нет смысла говорить: она была, есть и будет во все времена. Это неизбежное человеческое качество, и его трудно в себе уничтожить. Ну, подарили Плющенко квартиру, что же теперь надо на себе волосы рвать от зависти? Возьмите меня: я проработала в театре 40 лет, сейчас получаю просто смехотворную зарплату. Но я никогда не буду завидовать тем актерам, которые гребут деньги лопатой. Если начну это делать, в тот же день умру от зависти.

Валентин ПИСЕЕВ, президент Федерации фигурного катания на коньках России:

— Я очень рад, что Женя наконец получит собственное нормальное жилье. Говорил об этом и с губернатором Валентиной Ивановной Матвиенко, которая твердо обещала помочь и, как видите, помогла. Причем дело тут не только в медалях, которые принес он нашей стране. Сколько же ради этого отдано сил и здоровья! Помните, многие говорили после московского чемпионата мира, что Плющенко уже не подняться. Но Женя сделал две операции, вернулся и победил. Думаю, что и очередники, и ветераны на него не в обиде. Женя свою новую квартиру заслужил честно.

«Труд» №44 (24972), 15.03.06

***