Финиш зимнего сезона омрачился трагедией. На этапе Кубка мира по сноуборду в американском Лейк-Плэсиде во время тренировки получил смертельную травму шведский сноубордист Йонатан Йоханссон.

Когда затрагивается тема здоровья спортсменов, чаще всего обсуждаются сверхнагрузки на человеческий организм, а также влияние на него запрещенных препаратов. А вот про травматизм атлетов теперь все чаще забывают. Вроде как технический прогресс и появившееся новое спортивное снаряжение помогают защищать спортсменов от травм.

Вот только трагедия в Лейк-Плэсиде заставляет в этом усомниться. Прежде всего потому, что случай этот далеко не исключительный. И вот что характерно: печальную статистику регулярно пополняют дисциплины, лишь недавно пополнившие программу зимних Игр.

В октябре 2001 года на знаменитой санно-бобслейной трассе в Сигулде во время тренировки погиб латвийский скелетонист Тирт Остениекс. Спортсмен врезался в оставленный внизу желоба боб.

В марте 2004 года в Баварских Альпах разбилась немецкая бобслеистка, чемпионка Европы Ивонна Чернота. Боб-двойка вылетел на повороте из желоба. Ивонна скончалась от полученных травм головы. Женский бобслей делает еще только первые шаги, и чемпионка совершенствовала мастерство вместе с напарником-мужчиной. Последний, кстати, отделался легкими травмами.

В сентябре того же года трагический случай произошел в Чили. Во время тренировки сноубордисток смертельную травму получила норвежка Лине Эствольд. Защитное снаряжение не помогло — слишком силен был удар при падении.

И вот теперь Йонатан Йоханссон, еще один сноубордист. А ведь всего месяц назад он представлял свою страну на Играх в Турине…

Случайно ли, что все эти трагедии произошли именно в «молодых» олимпийских дисциплинах? Мнением на этот счет с корреспондентом «Труда» поделился заслуженный тренер России, вице-президент национальной федерации фристайла Николай Гунин:

— Международный олимпийский комитет расширяет программу Игр за счет самых зрелищных, если хотите, экстремальных видов спорта. Именно поэтому в последние 10-15 лет на Олимпиады пришли фристайл, сноуборд, скелетон и менее опасный шорт-трек. Что скрывать, это весьма травмоопасные дисциплины. Бывают в них и несчастные случаи. Однако олимпийское движение идет, на мой взгляд, в верном направлении. Ведь подобные виды спорта позволяют привлекать к занятиям молодежь, отвлечь ее от алкоголя, наркотиков.

— Действительно, многие виды спорта опасны не только для здоровья, но и для жизни, — заявил серебряный призер Олимпиады в Турине, бобслеист Александр ЗУБКОВ. — Вот, например, бобслей. Это со стороны все выглядит красиво и вроде бы очень просто. Но на самом деле спортсменов поджидает множество опасностей. Сам я, слава Богу, никогда не вылетал из боба. А вот мой партнер однажды на тренировке не смог удержаться и вывалился на трассу. В результате получил серьезные ожоги от соприкосновения со льдом.

— Не надо делить виды спорта на опасные и безопасные, — считает трехкратный олимпийский чемпион по хоккею Виктор КУЗЬКИН. — Помню, лет 40 назад в Канаде, в матче команд низшей лиги, погиб голкипер. Шайба, пущенная со скоростью более 100 километров в час, попала в незащищенную часть груди. Смерть была мгновенной. Или три года назад на матче регулярного чемпионата НХЛ «Коламбус» — «Калгари» вылетевшая с площадки шайба убила 13-летнюю девочку.

Наверное, прославленный хоккеист прав. Конечно, у горных лыж, сноуборда, бобслея, фристайла и прыжков с трамплина есть своя мрачная статистика. Но имеется она и у безобидного на первый взгляд футбола. До сих пор болельщикам памятна смерть голкипера ЦСКА Сергея Перхуна. Во встрече армейцев с махачкалинским «Анжи» Сергей столкнулся с защитником соперников Будуном Будуновым, получил тяжелую травму головы и через два дня скончался.

А в прошлом году голкипер футбольной сборной Грузии Акакий Девадзе даже перенес клиническую смерть во время матча отборочного турнира чемпионата мира-2006 с командой Турции. На 19-й минуте Девадзе в сутолоке у ворот получил сильный двойной удар в челюсть. Турецкий игрок Алтынтоп врезался в голкипера головой, а грузинский защитник Амисулашвили — ногой. В результате челюсть Девадзе оказалась раздроблена на 16 кусков. Врачи сумели спасти его от смерти. Сразу после травмы футболист был отправлен в больницу, где ему в течение трех часов делали операцию. После этого Девадзе провел в госпитале два месяца.

«Труд» №44 (24972), 15.03.06

***