70 лет назад, 16 марта 1936 года, в 18 часов 30 минут с конвейера Горьковского автозавода сошел первый отечественный легковой автомобиль с цельнометаллическим кузовом ГАЗ-М1 — знаменитая «эмка». Он сменил выпускавшуюся несколько лет легковушку ГАЗ АА, которая была точной копией одной из фордовских моделей.

Уже 17 марта первые три «эмки» осматривали в Москве сам Иосиф Сталин и его сподвижники — Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Григорий Орджоникидзе. Машина им понравилась…

На Горьковским автозаводе не стали копировать представленную самим Генрихом Фордом 40-ю американскую модель, а создали на ее основе принципиально новый автомобиль, адаптированный к российским дорогам.

Во время испытательного автопробега, к немалому удивлению москвичей, «эмка» без особого труда взобралась по пешеходной лестнице, что около речного вокзала. Машина могла преодолевать подъемы до 43 градусов, что непосильно даже некоторым гусеничным тягачам.

К тому же автомобиль отличался высокой для того времени комфортабельностью. Это сегодня привычны компьютеры, кондиционеры и прочие прибамбасы. Но тогда, в 1936-м, владельцев новых машин поражали столь простые новинки, как электрический указатель уровня бензина, вентиляционные форточки на всех дверях, прикуриватель, пепельница, а в некоторых «эмках», предназначенных для высоких должностных лиц, устанавливали даже радиоприемники.

Немало легенд сложено о небывалой жизнеспособности «эмки». Случалось, водители заменяли расплавившиеся подшипники кожаными ремнями, и машина продолжала движение. Автомобиль в сервисах не нуждался. К тому же развивал скорость до 108 километров в час, а с форсированным движком — все 120.

Это по хорошим дорогам. Но российские дороги — особые. Заводские конструкторы разработали на базе «эмки» новую модель — ГАЗ-61, которая стала первым в мире комфортабельным по тому времени полноприводным внедорожником.

С началом Великой Отечественной войны все «эмки» отправлялись на фронт — для среднего и высшего командного состава. К 1942 году, когда их производство из-за отсутствия листового металла было прекращено, с заводского конвейера сошло 62 888 таких автомобилей.

«Эмки» предпочитали появившимся в то время в войсках «бьюикам», «виллисам» и другим иномаркам маршалы Ворошилов и Жуков, Тимошенко и Рокоссовский. А Иван Степанович Конев со своей «эмкой» (номер двигателя 620, кузова — 1418) прошел всю войну, причем без единого серьезного ремонта. Впервые он сел в кресло машины под Вязьмой. Вместе с маршалом она пережила снежную зиму 1942 — 1943 годов, в 1944-м одолевала украинскую весеннюю распутицу, а в мае 1945-го шуршала шинами по мостовым Берлина. Когда однажды в нее попал крупный осколок фашистской авиабомбы, на крыше осталась лишь вмятина.

На «эмке» не один год ездил по фронтовым дорогам Константин Симонов. Многие помнят слова его песни военных корреспондентов: «Выпить есть нам повод за военный провод, за У-два, за «эмку», за успех… »

Но машина возила не только военачальников, старших офицеров и журналистов. Не все знают, что она использовалась в варианте пикапа как артиллерийский тягач, была приспособлена даже для езды по рельсам. Увы, но и призрак 30-х годов — «черный воронок» — это тоже «эмка». История машины повторяла историю страны.

Пожалуй, самое необычное применение машине нашел житель Ленинградской области Иван Давыдов. Когда «гаишники» из-за плохого технического состояния, а запчастей не было, запретили эксплуатировать приобретенный им изрядно изношенный автомобиль, сельский умелец использовал его как трактор. Не один год пахал он деревенские огороды — к великой радости соседей.

«Эмка» и сейчас в цене. Интернет пестрит объявлениями о продаже раритетных авто. Стоимость колеблется от 10 до 15 тысяч у.е. Адреса владельцев — от Калининграда до Владивостока.

Это и неудивительно: в России «эмок» осталось не так уж много. Одна из них (ее вы видите на снимке) по праву открывает экспозицию в музее истории Горьковского завода. Это не просто машина, а символ 30 — 40-х годов. И не случайно «эмку» снимали в кино чаще, чем иных «звезд».

«Труд» №44 (24972), 15.03.06

***