Великая рок-группа закончила американское турне «A Bigger Bang Tour» концертом в городе Форт-Лаудердейл во Флориде. Борис Ъ-Барабанов оказался в непосредственной близости от сцены и внимательно рассмотрел легендарных «роллингов».

Чего стоит Мику Джаггеру сохранять юношеский драйв, можно увидеть только из первых рядов партера

Фото: Reuters

По размеру прибыли, полученной The Rolling Stones в 2005 году, группа уступила только U2, однако лидерство ирландцев весьма относительно. «Роллинги» сыграли в два с половиной раза меньше концертов, чем U2, а денег заработали меньше в полтора раза. В прошедшем феврале бесплатный концерт The Rolling Stones в Рио для 1,2 млн бразильцев придал дополнительный стимул продажам нового альбома «A Bigger Bang» и вернул The Rolling Stones статус главной стадионной группы мира. Финальный аккорд североамериканского «A Bigger Bang Tour» лишь промежуточный финиш. Весной команде предстоит еще сыграть в Японии, Китае и Австралии, а в конце мая стартует европейская часть тура, во время которой группа заедет в Санкт-Петербург. Вот после всего этого действительно будет смысл сравнить успехи титанов.

В качестве конечного пункта этой части турне The Rolling Stones выбрали «американскую Венецию» – изрезанный каналами портовый город Форт-Лаудердейл в курортной части штата Флорида, куда зимой с удовольствием наведываются подмерзшие ньюйоркцы и где пальмы растут рядом с соснами, а олени легко уживаются с крокодилами. Фанаты ехали на концерт с юга штата, из Майами, и с севера, из Орландо, чтобы заполнить чашу крытого спортивного комплекса Bank Atlantic Center, домашнего стадиона хоккейного клуба Florida Panthers.

В The Rolling Stones сегодня нет ни одного музыканта моложе шестидесяти. В зале Bank Atlantic Center не было танцевального партера, и по мере того как курортные жители заполняли зал, становилось ясно, что найти здесь меломана моложе сорока тоже будет непросто. Усевшись на свои места, зрители могли лицезреть большой занавес. Он представлял из себя карикатурное зеркальное отражение партера, вид, открывающийся Мику Джаггеру, когда он выходит на подмостки. Дизайнеры изобразили на полотне типичных посетителей рок-концертов: экстравагантных дамочек в мини, набриолиненных пижонов, прокуренных хипстеров и жестких панков. За минуту до начала шоу из поля видимости зрителей убрали все спонсорские баннеры – даже главные финансовые партнеры группы не должны были отвлекать публику от праздника. За занавесом проявился экран, а на нем сверкнула вспышка – a bigger bang, тот самый «еще больший взрыв», вынесенный в заглавие альбома и тура. Все зрители встали со своих мест и уже больше не садились. Занавес исчез.

Шоу началось с хет-трика из древних шлягеров «Jumpin Jack Flash», «It`s Only Rock`n`Roll» и «Lets Spend The Night Together», затем зазвучала новая песня «Oh No Not You Again». The Rolling Stones не делают секрета из программы своих концертов. Список песен не лежит на сцене, как у других групп, а нанесен на прозрачные панели из оргстекла, которые отгораживают барабаны. На крупных планах, транслируемых видеорежиссерами на огромный экран-задник, можно было детально разглядеть, что за чем будет исполнено. Как и на всех прочих остановках турне, на этом концерте были песни–опорные точки, без которых «роллинги» не обходятся ни на одном выступлении, такие как «Brown Sugar», «Tumbling Dice» или «Satisfaction». Но в остальном программа концертов строится каждый раз по-новому.

В Bank Atlantic Center прозвучала, например, баллада «Angie», которую четверка исполняет довольно редко и которая считалась одним из «козырных медляков» на советских дискотеках 70-х. В сегодняшней версии она напрочь лишена паточной лирики и исполняется с феноменальной атакующей грацией. При этом «роллинги» не только реанимируют хиты 60-70-х, но и отдают должное великолепным альбомам 90-х. Во Флориде, например, они обрушили на публику «You Got Me Rocking», а в других концертах находилось место и для «Love Is Strong», и для «Out Of Control». Таким образом, музыканты ослабляют акцент на песнях золотой поры и вполне резонно намекают, что у по-настоящему великой группы любая пора – золотая.

На протяжении многих турне в шоу The Rolling Stones есть момент, когда группа оказывается в центре партера, в гуще толпы, чтобы спеть четыре-пять песен в непосредственном контакте с народом. Все поклонники это знают, интрига состоит лишь в техническом решении. Если в середине шоу «Bridges To Babylon», которое довелось увидеть москвичам в 1998 году, между сценой и маленькой площадкой в центре арены вырастал мост, то в Bank Atlantic Center во время магического по силе номера «Miss You» часть подмостков с барабанной установкой и группой отделилась от основной сцены и выдвинулась к самой дальней трибуне. При этом Мик Джаггер не только пел, но и играл, и песня, в оригинальной версии близкая к диско, неожиданно была исполнена «в три гитары».

Мик Джаггер – безусловный лидер в группе, в этом нет сомнений. Вокалист «делает шоу» и в то же время, словно опытный менеджер, контролирует весь процесс. Да он и внешне выглядит гораздо лучше коллег. Чарли Уоттс, похожий на старую черепаху, невозмутимо отбивает ритм, спрятавшись в глубине ударной установки. Гитарист Рон Вуд с ястребиным носом углублен в исполнение всех главных соло, ему не до беготни. Лишь раз он выходит на поклоны и обезьянничает, изображая старого циркового клоуна. Сооснователь группы Кейт Ричардс совсем плох. Едва держась на ногах, он с трудом берет изуродованными артритом пальцами классические аккорды. Ясно, что виски остается лучшим другом героя рока. На флангах работают сессионные музыканты. Впереди мечется и извергает страсть и секс 62-летний Мик Джаггер.

Зрители из ближних к сцене рядов могли перехватить его недовольный взгляд, когда Кейт Ричардс полностью «завалил» вступление к «Brown Sugar». Но истинным откровением было то, как виртуозно слился он по ходу этой же песни с потрясающей бэк-вокалисткой Лизой Фишер, которая могла бы быть новой Тиной Тернер, но предпочла общество взрывоопасного старика. А самое эффектное появление Мика Джаггера было связано с блоком «сатанинских» песен «Sympathy For The Devil» и «Paint It Black». Вокалист возник на сцене в отделанных черным мехом камзоле и шляпе и выдал звериную дозу инфернального обаяния. В какой-то момент он оказался от меня на расстоянии двух вытянутых рук. Я разглядел окружавшее его облако из брызг пота. Сегодняшние технологии позволяют искусно симулировать живое исполнение, и публика простила бы ему, если бы он не бегал так быстро и не кланялся бы так глубоко. Объяснить сеанс саморазрушения, который происходит на концертах The Rolling Stones, можно только одним способом. Этот вызов, который он каждый вечер бросает времени и медицине,– единственно возможный для него способ получения истинного удовлетворения.

№ 44 (№ 3375) от 15.03.2006, СР

"Коммерсантъ"

***