Сборы на дорожку. Законопроект о платных автострадах в очередной раз вышел на правительственный уровень
Министерство транспорта уже во второй раз направило в правительство проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах». Об этом вчера рассказал заместитель министра транспорта Сергей Аристов на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной деятельности и перспективным задачам Федерального дорожного агентства. Перед тем как сообщить новость, г-н Аристов повинился перед делегатами конференции: «К сожалению, не все планы 2005 года удалось реализовать в полном объеме».
Ранее Минтранс рассчитывал, что передача законопроекта на рассмотрение кабинета министров состоится не позднее 1 октября 2005 года. Развитие сети платных автодорог рассматривается нынешним руководством Минтранса как наиболее многообещающий полигон для внедрения и отработки принципа государственно-частного партнерства.
Предыдущая версия законопроекта, осенью 2004 года внесенная Минтрансом в правительство, была отправлена на доработку. «Программу надо сделать целевой, амбициозной, реалистичной и на 100% выполнимой», — заявлял тогда премьер-министр Михаил Фрадков. А вице-премьер Александр Жуков предлагал при доработке документа уделить особое внимание качеству дорожного строительства и эффективности использования бюджетных средств. «Сегодня при строительстве и выборе подрядчика на ремонт главным является не вопрос качества и использования передовых технологий, а в первую очередь вопрос стоимости, — говорил он. — В конечном итоге нам все равно предстоит за это заплатить. Низкое качество — значит каждый год ремонт дороги. В сфере качества дорожного строительства заложен огромный ресурс для экономии бюджетных средств». Кроме того, по его мнению, в программе необходимо было установить количественные показатели ее выполнения — межремонтные сроки и аварийность. «По этим показателям общество должно следить за эффективностью выполнения программы», — утверждал он.
Еще в июне 2005 года на заседании правительства глава Минтранса Игорь Левитин сетовал, что согласование проекта с другими министерствами и ведомствами затягивается. При этом, говорил он, после очередных согласительных процедур каждый раз выдвигаются новые требования. Ключевые ведомства — Минфин и Минэкономразвития, — в принципе поддержав идею платных дорог, выдвинули ряд оговорок. В частности, они требовали отразить в проекте закона, что деньги за проезд можно будет брать только в регионах с платежеспособным населением, на загруженных направлениях и при условии обязательного наличия альтернативного бесплатного пути.
Насколько итоговый законопроект содержит в себе предложения г-на Жукова и его коллег из МЭРТ и Минфина, г-н Аристов вчера не сообщил. Зато, сказал он, предусматривается наличие в стране платных дорог с разными формами собственности: государственной (федеральной), муниципальной и частной. Для привлечения негосударственных средств в создание государственных и муниципальных платных автодорог инвесторов предполагается стимулировать предоставлением им преимущественного права на развитие параллельных видов хозяйственной деятельности в полосе строительства дороги.
Вчера на конференции г-н Аристов в очередной раз подчеркнул, что «принятие указанного закона даст дополнительные гарантии инвесторам и пользователям автомобильных дорог». Правда, когда это случится, он сказать не смог. Прогнозировать сроки прохождения законопроекта через Госдуму замминистра транспорта не решился.
В первую очередь платными предполагается сделать некоторые участки автодорог в Подмосковье, а также трассу Москва — Санкт-Петербург. По предварительным расчетам экспертов Минтранса, плата должна составить от 1 руб. за километр пробега на длинных (в несколько сотен километров) отрезках и до 1,5 руб. за километр на более коротких участках.
Михаил КУКУШКИН
Время новостей
N°43
15 марта 2006
***