Двигатель на двоих. ГАЗ и “АвтоВАЗ” могут вместе собирать дизельные моторы
После прихода на “АвтоВАЗ” нового руководства из “Рособоронэкспорта” завод стал привлекательным партнером для конкурентов. Группа “ГАЗ” намерена наладить вместе с “АвтоВАЗом” производство дизельных двигателей. Такое сотрудничество выгодно ГАЗу, ведь с помощью конкурента группа получила бы шанс на государственную поддержку своих проектов, отмечают эксперты.
В 2005 г. группа “ГАЗ” выпустила 55 055 легковых автомобилей, 169 268 грузовиков и легких коммерческих автомобилей, 18 716 автобусов. По предварительным данным, выручка за 2005 г. составила $3 млрд, EBITDA – $315 млн. Основной совладелец компании – Олег Дерипаска. “АвтоВАЗ” в 2005 г. выпустил 721 500 машин. Выручка по МСФО в 2004 г. составила 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 62% акций завода владеют его дочерние предприятия. С 22 декабря прошлого года завод перешел под контроль государства и управляется ФГУП “Рособоронэкспорт”. |
“АвтоВАЗ” в последнее время превратился в любимца чиновников. С приходом на предприятие “Рособоронэкспорта” у завода появилась новая стратегия. Она предусматривает строительство второго завода в Тольятти мощностью 450 000 машин в год, а также запуск в производство не менее 12 новых моделей и двигателей к ним (объемом от 1,4 л до 2,2 л). Для этого “АвтоВАЗу” нужно $4,5-5 млрд, и, по мнению чиновников, часть этих денег “АвтоВАЗу” может дать государство.
Правда, помочь чиновники обещали всему автопрому. И этим спешат воспользоваться конкуренты “АвтоВАЗа”. Вчера председатель совета директоров ГАЗа Александр Юшкевич на конференции, организованной Adam Smith Conferences, заявил, что и его компания также рассчитывает на государственную поддержку. Она, по мнению Юшкевича, может быть предоставлена в виде госгарантий из инвестфонда по коммерческим кредитам. Но аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова отмечает, что у ГАЗа пока нет крупных проектов, финансирование которых могло бы осуществляться из бюджета. По данным самого ГАЗа, в 2005 г. его инвестиции в развитие и разработки составили $77 млн, на 2006 г. запланированы на уровне $220 млн, а на 2007 г. — $265,5 млн. “Но дело даже не в этом. Гарантии по кредитам из инвестфонда получить сложно — они должны прописываться в статьях бюджета. А прямое финансирование из инвестфонда может осуществляться только под залог активов либо при переходе акций в госсобственность”, — поясняет “Ведомостям” чиновник правительства. Дерипаска вряд ли на это пойдет, отмечает собеседник.
Но в компании нашли другой выход. Государство могло бы помочь ГАЗу в приобретении зарубежных активов, причем купить их ГАЗ может совместно с “АвтоВАЗом”, заявил Юшкевич. По его словам, ГАЗ интересуют легкие дизельные двигатели для “ГАЗелей”. Их производство как раз могло бы быть налажено вместе с “АвтоВАЗом”, либо концерны совместно могли бы купить двигательный завод за рубежом. Также заводы могли бы наладить совместное производство других комплектующих. По словам Юшкевича, этот вопрос уже обсуждался с председателем совета директоров “АвтоВАЗа” Владимиром Артяковым. Вице-президент “АвтоВАЗа” Максим Нагайцев комментировать это не стал. Но источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, подтвердил “Ведомостям” эту информацию. “ГАЗ и “АвтоВАЗ” сейчас ведут консультации по созданию производства двигателей и коробок передач, которое могло бы поставлять свою продукцию не только для Lada, но и для “Волг” и “ГАЗелей”, — пояснил собеседник. Другие детали переговоров стороны пока не раскрывают.
Новые двигатели действительно нужны ГАЗу не меньше, чем “АвтоВАЗу”. Холдинг Дерипаски взял курс на комплектацию своих автомобилей дизелями, но пока эту проблему удалось решить только с тяжелыми дизельными двигателями. В феврале “Руспромавто” (управляет ГАЗом) и Renault Trucks подписали соглашение о предоставлении ГАЗу лицензии на изготовление на “Автодизеле” двигателя DCi 11 объемом 11 л и мощностью до 420 л. с. Предполагаемый объем производства — 20 000-30 000 машин в год. Собственных дизелей для легковых и легких коммерческих автомобилей у ГАЗа нет. Большая часть этих машин комплектуется бензиновыми двигателями ЗМЗ (входит в “Северсталь-Авто”). “Поэтому выгода ГАЗа очевидна, а вот «АвтоВАЗ» может справиться с таким проектом и самостоятельно”, — отмечает Сахнова. А источник, близкий к “АвтоВАЗу”, предполагает, что сотрудничество ГАЗа и “АвтоВАЗа” может стать первым шагом к объединению компаний, о котором ранее говорил глава Роспрома Борис Алешин. “Ведь объединяться надо вокруг каких-то общих проектов”, — отмечает он.
Юлия Федоринова
Ведомости
15.03.2006, №44 (1571)
*