Как стало известно „Ъ“, в ближайшие дни получат уведомления об увольнении около 1,5 тысячи работников самарского ЗАО «СПЗ-4» (входит в СПЗ-групп). На предприятии грядущие увольнения называют сокращением издержек.

По информации „Ъ“, на площадке предприятия будет оставлено сборочное производство, комплектующие для которого будут поставляться из Китая. Замминистра промышленности облправительства Владимир Перваков считает, что «ни один здравомыслящий промышленник, который ратует за свою продукцию, не возьмется за подобный проект». Руководитель Ассоциации производителей подшипников РФ Гурами Дзанашвили заявил „Ъ“, что это рыночный подход к ситуации, поскольку только так можно удешевить выпуск продукции.

По информации „Ъ“, уже на этой неделе руководство ЗАО «СПЗ-4» выдаст уведомления об увольнениях 50% занятых в производстве сотрудникам предприятия. Поскольку общее количество работников, по данным предприятия, составляет 2900 человек, уволены будут около полутора тысячи.


Ъ Группа компаний «Самарские подшипниковые заводы» (СПЗ) является одной из крупнейших в России корпораций по производству подшипников качения. В ее состав входят два подшипниковых завода (ОАО «СПЗ» и ЗАО «СПЗ-4»), станкоремонтные предприятия (ЗАО «КРС» и ООО «Станкоремонт»). Продукция «СПЗ-групп» поставляется более чем в 30 стран Европы, Америки, Азии и Африки. Основные производства группы – ОАО «СПЗ» и ЗАО «СПЗ-4». Уставный капитал ЗАО «СПЗ-4»— 240 млн 600 тыс. рублей. Общее количество акционеров общества: 6, из них: юридических лиц: 3, физических лиц: 3. Собственником 88,29% «СПЗ-4» является ОАО «СПЗ». Единоличный исполнительный орган ЗАО «СПЗ-4»— гендиректор Александр Швидак.


По словам пресс-секретаря СПЗ-групп Татьяны Карповой, увольнению подвергнутся вспомогательные рабочие, что позволит сократить издержки предприятия. Госпожа Карпова отметила, что сокращение персонала выглядит вполне логично, поскольку в городе есть более перспективное предприятие отрасли, входящее в СПЗ-групп– ОАО «СПЗ». По словам пресс-секретаря, группа несет большие убытки на транспортировке при поставках металла с одного завода на другой. На вопрос о размере убытков СПЗ-4 в пресс-службе отвечать отказались, но, по информации „Ъ“, ежемесячные финансовые потери предприятия (в том числе и на транспортировку) составляют около 6 млн рублей. «Я знаю, что на СПЗ-4 высокая арендная плата за землю», — заявил „Ъ“ председатель обкома профсоюзов работников машиностроения Александр Меньщиков,— и мы знаем, что сокращения на заводе предстоят, но пока, до получения официальной информации от собственников завода, говорить об увольнениях рано». Замминистра промышленности правительства Самарской области Владимир Перваков отнесся к сведениям о сокращениях персонала предприятия скептически: «Я знаком с планами развития предприятий по выпуску нового поколения подшипников. СПЗ получил крупный заказ от железнодорожников, есть и другие перспективные заказы. Скорее всего, речь идет о перераспределении внутри производственного процесса, а массовое сокращение – это процедура непростая». Руководитель Ассоциации производителей подшипников РФ Гурами Дзанашвили считает, что в СПЗ-групп «сегодня все делается правильно». «Это рынок. Если раньше самарские заводы производили около 200 млн подшипников, и на них находился покупатель, то сейчас производимых 30 млн некуда девать. Сбыта нет. Мы сокращаем людей, но сохраняем отрасль. У нас ни один завод не стоит, и ни одного завода мы не продали иностранцам».

По данным „Ъ“, руководство группы намерено оставить на площадке СПЗ-4 сборочное производство. При этом комплектующие к подшипникам будут поставляться из Китая. Комментируя эту информацию, господин Перваков заявил „Ъ“, что «на данном этапе ни один здравомыслящий промышленник, который ратует за свою продукцию, не возьмется за подобный проект. И в самой группе несут потери от китайского контрафакта». Господин Дзанашвили считает поставку китайских комплектующих выходом из создавшегося положения: «Это для того, чтобы загрузить людей. Не секрет, что шарики, производимые в Китае, лучше наших по качеству, а вот кольца для подшипников лучше у нас. Поэтому на «четверке» нашли возможность делать подшипники дешевле и сократить издержки». По мнению господина Дзанашвили, «завод работать будет», поскольку на нем пока есть корпуса и оборудование.

ЕЛЕНА МАНГИЛЕВА

САМАРА    №43 от 14.03.2006, ВТ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

*