Ровно 20 лет назад на российскую станцию «Мир» стартовала первая экспедиция — космонавты Леонид Кизим и нынешний руководитель полетом российского сегмента МКС в ЦУПе Владимир Соловьев.

«Космический корабль «Союз Т-15» стартовал с Байконура 13 марта 1986 года, экипаж прибыл на орбитальный комплекс через двое суток. В ходе работы на «Мире» космонавты на корабле «Союз» осуществили перелет на станцию «Салют-7», где выполнили выход в открытый космос и научную программу. Успешно завершив эксперименты на этой станции, космонавты на «Союзе» возвратились обратно на «Мир», захватив с собой около 350 килограммов ценной научной аппаратуры», — рассказал РИА Новости официальный представитель российского ЦУП Валерий Лындин.

По его словам, работающий ныне руководителем полетом российского сегмента МКС в российском ЦУПе летчик-космонавт Владимир Соловьев как до, так и после своего полета был скромным и тактичным человеком.

«Вспоминаю такой случай: стою я в очереди за дефицитными тогда продуктами в магазине «Дары природы» в подмосковном Звездном Городке. Смотрю: за мной встал Владимир Соловьев. Хотел его пропустить вперед, перед собой, а он отказался — говорит, «ничего, я постою», — вспоминает Валерий Лындин.

Он напомнил, что первый элемент легендарной российской станции «Мир» был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. За все время существования станции там побывало около ста космонавтов и астронавтов. Из «Мира» было совершено более 70 выходов в открытый космос и два выхода — в разгерметизированный модуль «Спектр».

Международные экипажи основных экспедиций стали работать на российском орбитальном комплексе с 1995 года. Первый из них был с участием американского астронавта, второй — с участием астронавта Европейского космического агентства. С марта 1996 года вместе с российскими космонавтами на «Мире», сменяя друг друга, постоянно работали астронавты НАСА.

В ходе эксплуатации станции были установлены абсолютные мировые рекорды продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета: в 1987 году — Юрий Романенко (326 суток), в 1988 году — Владимир Титов и Муса Манаров (366 суток), в 1995 году — Валерий Поляков (438 суток). Причем Валерий Поляков стал тогда абсолютным мировым рекордсменом и по суммарному времени пребывания в космосе (679 суток за два полета). Среди женщин мировые рекорды длительности космического полета установили: в 1995 году — Елена Кондакова (169 суток), в 1996 году — американка Шеннон Люсид (188 суток, из них на станции — 183 суток).

Легендарная российская станция «Мир» была сведена с орбиты и затоплена в Тихом Океане 23 марта 2001 года по соображениям безопасности. Это непростое решение принял глава Росавиакосмоса Юрий Коптев.

«Главный аргумент, которым руководствовались все специалисты, высказывавшиеся за затопление орбитального комплекса «Мир», — это безопасность», — заявил он журналистам после заседания правительства РФ, на котором было принято решение о затоплении станции.

«Мы подошли к такому режиму эксплуатации станции, когда любая из систем «Мира», изначально рассчитанных на пять лет работы, а отработавших пятнадцать, имеет право отказать, поэтому нам надо вовремя остановиться», — подчеркнул тогда Юрий Коптев.

По его словам, станция «Мир» — «серьезное космическое тело весом более 130 тонн, которое, постепенно разрушаясь, могло расколоться на тысячи отдельных фрагментов, причем, некоторые осколки могли бы весить до 700 килограммов и иметь кинетическую энергию, способную пробить любую железобетонную плиту».

Коптев подчеркнул, что если бы вовремя не была проведена корректировка орбиты станции, она могла бы упасть в районе «от 51,6 градуса северной широты до 51,6 градуса южной широты, то есть в регионе, где проживают 5 миллиардов человек и находится несколько тысяч техногенных объектов».

РИА "Новости"