Государство поможет. «АвтоВАЗ» нашел 4,5 млрд долларов в Российском банке развития
Новое руководство «АвтоВАЗа», состоящее в основном из выходцев из государственного «Рособоронэкспорта», похоже, оценило свои амбиции по развитию завода и намерено их реализовать на деньги также государственного Российского банка развития. В минувшую пятницу президент-гендиректор «АвтоВАЗа» Игорь Есиповский и председатель правления РБР Юрий Исаев подписали соглашение о намерениях между заводом и банком. Как говорится в сообщении предприятия, «АвтоВАЗ» заинтересован в привлечении финансирования на общую сумму до 4,5 млрд долл. в целях обновления модельного ряда автомобилей Lada и силовых агрегатов для них.
Источник, близкий к руководству «АвтоВАЗа», пояснил «Времени новостей», что озвученная цифра 4,5 млрд долл. — «предварительная». По его словам, предприятие рассматривает два варианта финансирования своих проектов — привлечение государственных средств и использование кредитов финансовых организаций. Окончательная сумма и структура финансирования будут определены после подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства нового завода в Тольятти на базе «АвтоВАЗа».
Как ранее сообщалось, после прихода на «АвтоВАЗ» нового руководства была разработана стратегия развития предприятия до 2020 года. Главным пунктом в ее реализации предполагается строительство нового завода мощностью 450 тыс. машин в год (сейчас мощности рассчитаны на выпуск до 750 тыс. автомобилей в год). Новый завод предполагается построить за три года. Выпускать на нем намерены модели на новых, более современных платформах. Сначала говорилось, что ВАЗ самостоятельно разработает новые виды платформ и освоит на их основе 12 новых моделей. Впрочем, потом руководство предприятия стало склоняться к тому, чтобы выкупить лицензии на готовые платформы ведущих зарубежных автопроизводителей и на их основе создавать собственные модели. Это, вероятно, окажется и дешевле, и быстрее.
Но основные планы по оптимизации и расширению производства и выводу его на более высокую рентабельность строятся на отдаленную перспективу — не ранее чем через четыре-пять лет. И затраты на это требуются немалые. Глава «Роспрома» Борис Алешин, входящий в совет директоров «АвтоВАЗа», заявлял, что намерен потребовать от государства на развитие автомобилестроительной отрасли в ближайшие четыре года 5 млрд долл. Эти средства необходимы для реализации разработанной «Роспромом» программы развития российского автопрома до 2010 года. Более того, как говорил г-н Алешин, государственные деньги должны направляться главным образом на НИОКР, субсидирование расходов в социальной отрасли и в виде бюджетных гарантий по субсидированию банковских процентных ставок. Теперь, похоже, придуман и еще один способ привлечения государственных денег в автопром — через кредитование в госбанке.
В подписанном в минувшую пятницу соглашении, сообщает пресс-служба «АвтоВАЗа», предполагается «сотрудничество в инвестиционной сфере, предоставлении долгосрочных и краткосрочных кредитов и других кредитных продуктов, привлечении финансовых средств на внешних и внутренних рынках, в том числе на синдицированной основе для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов завода».
В 2005 году «АвтоВАЗ» произвел 721,5 тыс. машин. При этом 89% продукции (648 тыс. автомобилей) было реализовано в России. В 2006 году предприятие планирует выпустить 730 тыс. автомобилей. Ожидаемое повышение производства связано с освоением выпуска моделей семейства «Лада Калина».
Анна ЛАНДЕР
Время новостей
N°41
13 марта 2006
*