12 марта 1946-го года родилась Лайза Миннели (Liza Minnelli), знаменитая американская актриса и певица, исполнительница роли Салли Боулз в «Кабаре».

Настоящая шоу-дива, заводная, заражающая весельем, многогранная и неподражаемая Лайза Миннелли (Liza Minnelli) блестяще реализовала себя в самых разных амплуа. Великолепная актриса, она сыграла десятки ролей в кино и на телевидении, пользовалась невероятной популярностью на бродвейских подмостках, блистая в мюзиклах и музыкальных шоу. Однако сколько бы телевизионных и театральных премий ни насчитывала ее коллекция, Лайза Миннелли — прежде всего концертная артистка, начинавшая свою карьеру с выступлений в ночных клубах и обязанная сцене доброй половиной своей дискографии. Стартовав еще в начале 60-х и на первых порах подражая на сцене своей матери, Лайза Миннелли быстро выработала собственный динамичный стиль, сочетавший техническую точность с теплотой и неистощимым энтузиазмом.

Родина Лайзы Миннелли — Голливуд. Именно в этом районе Лос-Анджелеса она появилась на свет 12 марта 1946 года. Родителей, как известно, не выбирают, зато они волей или неволей предопределяют будущее своих детей. Кинорежиссер Винсент Миннелли (Vincente Minnelli) и актриса и певица Джуди Гарланд (Judy Garland) выбора Лайзе фактически не оставили. Они сами привели ее на съемочную площадку и познакомили с миром кино. Лайзе было всего три года, когда она впервые появилась на экране в фильме «In the Good Old Summertime», в котором главную роль исполняла ее мать, а съемками руководил отец. Миннелли и Гарланд развелись, когда Лайзе было пять лет. До совершеннолетия Лайза попеременно жила то с отцом в Голливуде, где он продолжал снимать кино, то с матерью — по большей части в поездах и отелях, сопровождая ее во время бесконечных концертных туров. В 1952 году мать вышла замуж во второй раз, и вскоре у Лайзы появились сестра и брат.

На сцене Лайза дебютировала в десятилетнем возрасте, подпевая матери на одном из ее концертов, затем начала от случая к случаю сниматься в телевизионных шоу. Нигде надолго не задерживаясь, школьную программу она осваивала в десятках разных школ. И к 15 годам уже ясно понимала, что ее жизнь будет обязательно связана с шоу-бизнесом. В 1961 году она прошла прослушивание в Нью-йоркскую школу сценического искусства, в которой, по традиции, продержалась недолго. А вскоре Лайза смогла примерить на себя актерское амплуа, сыграв небольшую роль в мюзикле «Wish You Were Here». В 62-м году Лайзе Миннелли доверили озвучивание роли Дороти в мультфильме «Journey Back to Oz» по мотивам сказки «The Wizard of Oz». В свое время эту роль в экранизации книги сыграла ее мать. Мультфильм тогда на экраны не вышел. Только через 12 лет, в 1974 году, в продаже появился саундтрек под названием «The Return to Oz» с голосом Лайзы Миннелли.

Определившись с будущей профессией, Лайза предприняла еще одну попытку получить основательное образование и поступила в Сорбонну. Через несколько месяцев она уже летела в Нью-Йорк, навсегда покончив с теорией. В апреле 1963 года 17-летняя Миннелли дебютировала на профессиональной театральной сцене в переделке мюзикла 20-летней давности «Best Foot Forward». Спектакль с ее участием выдержал более 240 представлений. А музыкальное сопровождение шоу вышло отдельной пластинкой. Это и был рекординговый дебют артистки. В конце 1963 года Лайза приняла участие в двух телевизионных программах своей матери «The Judy Garland Show». По материалам этих выступлений Джуди Гарланд выпустила несколько альбомов.

Горячая, жизнерадостная, энергичная Лайза Миннелли начала всерьез интересовать промоутеров. В 1964 году она провела много месяцев в дороге, гастролируя по Америке с двумя мюзиклами — «Carnival!» и «The Fantasticks». А параллельно подписала контракт как сольная певица с компанией Capitol и подготовила свой музыкальный дебют. Пластинка с ее песнями «Liza! Liza!» вышла осенью 1964 года и вызвала небольшой резонанс среди поклонников традиционной поп-музыки. При довольно скромных успехах в чартах со временем она стала золотой. А вот двум следующим альбомам, «It Amazes Me» (1965) и «There Is a Time» (1966), повезло намного меньше. В ноябре все того же решающего 1964 года 18-летняя Лайза Миннелли получила приглашение выступить вместе с матерью на знаменитой сцене лондонского театра «Palladium». Шоу, проходившее с аншлагом, было записано и опубликовано отдельной пластинкой. Диск «Live at the London Palladium» засветился в американском Тор 100.

Главную роль в бродвейской постановке Лайза Миннелли сыграла в 19 лет. Мюзикл «Flora, the Red Menace», созданный композитором Джоном Кандером (John Kander) и лириком Фредом Эббом (Fred Ebb), не дожил даже до 90-го представления. Еще не выйдя из-под влияния матери и одновременно подражая Барбаре Стрейзанд, Лайза только нащупывала свой собственный стиль. Что не помешало ей в 1965 году стать самой молодой артисткой в истории американского шоу-бизнеса, которая удостоилась премии Tony Award как лучшая актриса мюзикла.

Вдохновленные таким успехом, Кандер и Эбб надолго становятся творческим партнерами Лайзы Миннелли. Уже в сентябре 1965 года певица выступает в ночном клубе в Вашингтоне со специальным музыкальным шоу, написанным Фредом Эббом. Успех накладывает на нее новые гастрольные обязательства. В рамках первого сольного турне Миннелли дает концерты в Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе, Майами. Фактически уже с этой серии живых шоу Лайза Миннелли заявляет о себе в первую очередь как концертная артистка, для которой сцена и живое общение со слушателями станут стержнем ее карьеры. Выступления в клубах, театральных и концертных залах, отелях и казино отнимали львиную долю времени, а все остальные — и довольно многочисленные — занятия отходили на второй план.

В марте 1967 года Лайза вышла замуж за певца и композитора Питера Аллена (Peter Allen), друга Джуди Гарланд. Этот далеко не идиллический брак продлился семь лет.

После главной роли в телевизионном мюзикле «The Dangerous Christmas of Red Riding Hood» следующим логичным этапом ее карьеры стал дебют на большом экране. В 1968 году артистка снялась в кинодраме «Charlie Bubbles», а спустя год прошла кастинг на главную роль в картине «The Sterile Cuckoo». Киноакадемики тут же заприметили актрису и выдвинули ее на соискание премии Oscar за лучшую женскую роль.

Это был сложный период в жизни Лайзы. В 1969 году от передозировки умерла ее мать, отношения с которой всегда были очень напряженными из-за истеричного характера Джуди Гарланд. Страдавшая от алкоголизма и наркомании, она несколько раз пыталась покончить с собой и в свое время приложилась к тому, чтобы внести раскол в семейную жизнь дочери.

Тем самоотверженней Лайза отдавалась работе. Ее музыкальная дискография пополнялась с уверенной регулярностью. Пик ее рекординговой активности пришелся на конец 60-х — 70-е годы. В 1968 году вышел альбом «Liza Minnelli», через два года появился LP «Come Saturday Morning», названный по главной теме из кинофильма «The Sterile Cuckoo», в конце 1970 года артистка представила пластинку «New Feelin»», а летом 1972 был опубликован концертник «Live at the Olympia in Paris». Относительно успешным в коммерческом отношении можно назвать только «New Feelin»». При всем ее обаянии, профессионализме и самоотдаче, далеко не все студийные работы певицы получались такими же яркими и интересными, как ее концертные программы. Для однозначного успеха ей не хватало хитового материала и грамотной продюсерской опеки.

Как показало время, все это была только разминка перед настоящим, триумфальным стартом ее карьеры. Без верных коллег Кандера и Эбба снова не обошлось. Режиссер Боб Фосс (Bob Fosse) взялся экранизировать их мюзикл «Кабаре», пригласив Лайзу Миннелли на главную роль и обессмертив ее сумасбродную героиню Салли Боулз. Фильм «Кабаре» стал главным кинособытием года и завоевал восемь «Оскаров», включая и награду Лайзы, которую назвали лучшей актрисой. За эту роль, кульминационную в ее кинокарьере, Миннелли собрала целый урожай наград: Golden Globe Award в США, премию британской киноакадемии, две итальянских высших кинонаграды — David di Donatello Award и Valentino Award. Саундтрек к фильму, полностью озвученный Миннелли, нашел немало почитателей и разошелся полумиллионным тиражом.

Следующий проект Фосс-Миннелли-Кандер-Эбб готовили тоже сообща. Звездный квартет создал специальное телевизионное шоу «Liza With a Z» (1972), удостоенное Emmy Award в номинации «выдающаяся музыкальная программа». А Национальная ассоциация театральных деятелей назвала Миннелли лучшей артисткой года. Одноименный саундтрек шоу стал одним из самых качественных, уверенных и удачных альбомов Лайзы. В коммерческом отношении ни один другой релиз певицы не мог тягаться с пластинкой «Liza With a «Z»», которая финишировала в первой двадцатке поп-чарта и быстро завоевала заслуженное «золото».

Альбом заставил лейбл Columbia повнимательней приглядеться к певице и предложить новый контракт, предусматривавший некоторое изменение имиджа. На новом лейбле Миннелли дебютировала уверенно, записав в 1973 году сборник современных поп-песен «Liza Minnelli, the Singer», который поднялся в Тор 40. Даже самый громкий успех на экране не заставил ее отвернуться от сцены и сбавить гастрольные темпы. В начале 70-х она продолжает колесить по всему миру с концертами. В январе 1974 году ее музыкальное шоу на Бродвее вызвало настоящий ажиотаж. Концерты проходили каждый вечер в течение трех недель с неизменными аншлагами. Шоу, побившее рекорд кассовых сборов в театре Garden Theatre, принесло Миннелли еще одну премию Tony. Последовавший за этим диск «Live at the Winter Garden» был очень тепло принят поклонниками певицы, а заодно и критиками.

Чем уверенней чувствовала себя Лайза на сцене, тем хуже обстояли дела в семье. В 1974 году она рассталась с Питером Алленом, чтобы в самом скором времени обзавестись новым мужем. Ее спутником стал кинопродюсер Джек Хейли младший (Jack Haley Jr.), с которым она прожила пять лет. В 1975 году Миннелли вернулась на съемочную площадку, снявшись в фильмах «Lucky Lady» и «A Matter of Time». Вторая картина, режиссером которой выступил ее отец, вышла на экраны в 1976 году. Но оставила зрителей равнодушными. В промежутке между фильмами артистка успела на несколько недель подменить заболевшую солистку в недавно открытом на Бродвее мюзикле «Чикаго» — еще одной режиссерской работе Боба Фосса по мюзиклу Кандера и Эбба.

В 1977 году Лайза Миннелли сыграла вторую из самых знаменитых своих ролей — в картине Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Напарником Лайзы в этой истории любви певицы и джазового музыканта стал Роберт ДеНиро (Robert DeNiro). Авторами музыки выступили опять-таки Кандер и Эбб. Изданный впоследствии саундтрек отметился в американском Тор 50. Сам фильм большого шума не наделал, а вот главная музыкальная тема «New York, New York», взятая в репертуар Фрэнком Синатрой, превратилась в известнейший хит, оставаясь при этом фирменным блюдом на концертах Лайзы Миннелли. Студийные наработки 1977 года певица издала под названием «Tropical Nights». На этот раз продюсеры решили приодеть ее песни в ритмы диско. Это была не самая лучшая идея — начиная с этого альбома имя Миннелли на десять лет исчезнет из музыкальных чартов. Новое бродвейское шоу «The Act» артистка ставила под бдительным оком режиссера Мартина Скорсезе, исполняя композиции, написанные Эббом и Кандером. Мюзикл, премьера которого состоялась в октябре 1977 года, выдержал 233 представления и принес ей третью премию Tony Award.

После малоудачного лонг-плея 1978 года «Maybe This Time» Миннелли на много лет сосредотачивается на концертной работе. Шаг был частично вынужденный — череда посредственных альбомов и неубедительных ролей в кино оставили ее без контракта и отпугнули осторожничающих режиссеров. Разрушилась в очередной раз и надежда на семейное счастье. Разведясь в 1979 году с Джеком Хейли, неунывающая Миннелли недолго страдала от одиночества. Ее третьим супругом стал скульптор Марк Греко (Mark Greco). Это был самый продолжительный брачный союз артистки, хотя, как и все остальные, отнюдь не идиллический. В личной жизни Миннелли не везло. После разрыва с Греко в 1992 году Лайза десять лет не связывала себя брачными узами.

Но вернемся в конец 70-х. На сцене искрометная Лайза оставалась неподражаемой. Неудивительно, что именно ей принадлежит рекорд посещаемости в знаменитом нью-йоркском «Карнеги-холле»: в сентябре 1979 года на ее шоу 11 вечеров подряд зал набивался битком. Среди тогдашних работ для телевидения стоит отметить участие в телеверсии бродвейского шоу «Baryshnikov on Broadway». С Михаилом Барышниковым Лайзу связывали не только профессиональные, но и романтические отношения.

Мировые турне следовали одно за другим и в начале 80-х. В перерыве актриса снялась в довольно успешной комедии «Arthur» (1981). В начале 1984 года Миннелли снова вышла на бродвейскую сцену в мюзикле Кандера и Эбба «The Rink», но через полгода вынуждена была лечь в клинику, где пыталась избавиться от наркомании и алкоголизма, двух пристрастий, доставшихся ей в наследство от матери. Прошел год, прежде чем артистка снова вернулась на концертные площадки.

В кино ее теперь звали крайне редко. Но даже эти эпизодические появления выглядели, как правило, довольно эффектно. За роль в телевизионной драме «A Time to Live» (1985) она удостоилась награды Golden Globe Award. Главной ареной борьбы для нее по-прежнему оставалась сцена. Весной 1987 года Миннелли затмила собственный рекорд 1979 года: три недели подряд она собирала полный зал в «Карнеги-холле». Материалы ее нового шоу легли в основу живого диска «Liza Minnelli at Carnegie Hall». Релиз прервал десятилетнее молчание певицы и отметился в поп-чарте.

Заменив в нескольких концертах заболевшего Дина Мартина (Dean Martin), Лайза продолжила вместо него мировое турне в компании с Фрэнком Синатрой, сопровождая его после Штатов в Европу и Азию. Окончание турне совпало с выходом странноватого, но чрезвычайного успешного сингла «Losing My Mind» — совместной танцевальной записи Миннелли и Pet Shop Boys. С этим треком имя Лайзы впервые появилось в первой десятке британских хитов и отметилось на 11 позиции танцевального чарта США. По горячим следам сингла так же восторженно принимали и новый студийный альбом певицы «Results» (1989): снова Тор 10 в Великобритании и место в Billboard 200.

Следующим альбомом стал концертник «Live From Radio City Music Hall», изданный в конце 1992 года. В 1994 году окошко в очередном гастрольном забеге Миннелли заполнила съемками в телефильме «Parallel Lives». А в декабре она вынуждена была лечь в клинику, чтобы подвергнуться операции на бедре. Упорная Миннелли вернулась на сцену уже через три месяца, в марте 1995 года.

Спустя год артистка подготовила подборку традиционных поп-стандартов «Gently» и отправилась в промо-тур. Альбом мелькнул в рейтинге продаж и принес певице первую номинацию Grammy за лучший традиционный поп-вокал. В 1997 году Миннелли пришлось пережить операцию на горле, чем и было вызвано ее двухгодичное отсутствие на сцене.

Следующим серьезным театральным проектом артистки стало музыкальное шоу «Minnelli on Minnelli», стартовавшее в декабре 1999 года. В программу вошли песни, которые звучали в мюзиклах, экранизированных ее отцом. Перенесенная в 1997 году операция давала о себе знать — вокальную форму восстановить певица еще не успела. В начале 2000 года вышел одноименный живой альбом «Minnelli on Minnelli». К сожалению, сопроводительный тур продлился всего два месяца. Из-за двустороннего воспаления легких артистка прервала выступления. Не успела она оправиться от одной болезни, как навалилась другая — смертельно опасный вирус энцефалита. Состояние Миннелли долгое время оставалось крайне тяжелым, ее жизнь была под угрозой. Это был один из самых сложных периодов в ее жизни. Кроме избавления от энцефалита ей пришлось перенести еще одну операцию на бедре.

И все-таки она вернулась. Вернулась громко и вызывающе. В марте 2002 года Миннелли взбудоражила читателей желтой прессы новостью о своем четвертом браке — с промоутером Дэвидом Гестом (David Gest). Это был самый неожиданный и скоротечный союз в биографии Лайзы, закончившийся громким разводом уже через 16 месяцев. Но принесший и свои дивиденды. Именно Гест поставил новое шоу Миннелли, которое она представила весной 2002 года в Лондоне и Нью-Йорке. А в октябре заскучавшие поклонники получили новый концертный диск «Liza»s Back». Лайза Миннелли планировала усилить эффект своего возвращение на сцену, приняв участие в телевизионном шоу на канале VH1 и открыв свою личную жизнь многочисленным любопытным телезрителям. Но семейная идиллия снова ее подвела и в преддверии развода вместо съемок Лайза отправилась в национальный тур.

В 2003-04 годах новости об артистке, которыми СМИ потчевали публику, касались нюансов ее бракоразводного процесса и очередной полосы проблем со здоровьем. В марте 2003 года Миннелли пришлось еще раз навестить реабилитационную клинику — искушение алкоголем и наркотиками преодолеть в одиночку она уже не могла. Обратную сторону блестящей звездной жизни Лайза Миннелли узнала как никто другой.

Лайза Минелли не умеет стареть (Виктор Горн, журнал «Алеф»)

Взрослое детство

В марте 1946 года в клинике «Ливанские кедры» родилась девочка. В этом не было бы ничего особенного, если бы родителями ребенка не являлись актриса Джуди Гарленд и режиссер Винсенте Минелли. Если бы сама клиника не находилась в Голливуде. Если бы первым, кто нанес визит малышке, не был Фрэнк Синатра. Все это, конечно, повлияло на выбор пути Лайзы. Но она не стала бы той Лайзой Минелли, которую знает весь мир, не награди ее природа удивительным талантом.

Она повзрослела слишком рано. Отец и мать пытались дать ей все, что могут дать богатые и любящие родители единственному и желанному еврейскому ребенку. Но они не могли сделать ее детство счастливым. Джуди была психически неуравновешенным человеком, часто прибегала к алкоголю и наркотикам, не раз проходила курс лечения в специальных заведениях. Винсенте требовал от жены взять себя в руки и прекратить глотать таблетки. Она обещала, но срывалась, душевное здоровье актрисы постоянно висело на волоске. Родители часто и ожесточенно ссорились, дитя страдало. Если в первые годы после рождения Лайзы брак не распался благодаря именно ей, то в 50-м Гарленд и Минелли решили, что отныне он будет вредить не только им, но и ребенку. Джуди подала на развод, суд постановил, что с каждым из родителей Лайза будет проводить по полгода.

Винсенте, еврейский отец, испытывая чувство вины и любви, безмерно баловал дочь. Он обращался с ней как с маленькой леди, дарил изысканные наряды, исполнял любые желания. Джуди держала ее в ежовых рукавицах. Будучи звездой и эгоцентриком, она привыкла, что весь мир вертится вокруг нее одной — ребенок зачастую превращался в непреодолимую обузу. В то же время полностью зависящая от смены собственного настроения, часто находящаяся в подавленном состоянии, она искала в Лайзе то, чего не было ни в Винсенте, ни во втором муже Сиде Люфте, ни в многочисленных поклонниках и друзьях, — сочувствия и утешения. Маленькая Лайза, не понимая разумом, что мучает мать, откликалась неокрепшей душой. И помогала ей, как могла. Джуди то напивалась до бесчувствия, то хваталась за наркотики, то пыталась покончить с собой. Лайза следила за матерью, прятала таблетки, в любой момент была готова вызвать «скорую».

Жизнь с отцом была сплошным праздником. Жизнь с матерью нередко превращалась в театр абсурда.

Первый гонорар

Ее первый гонорар составил 5 долларов. Когда Лайзе исполнилось десять лет, она станцевала под пение Джуди на сцене «Паласа». Станцевала так, что администратор зала вручил маленькой танцовщице пятидолларовую банкноту. С банкноты девочке одобрительно улыбался президент Линкольн. Эти 5 долларов станут талисманом Лайзы. Сколько бы потом она ни зарабатывала, первые — детские — деньги останутся для нее самыми дорогими и ценными.

В тринадцать она спела на вечеринке у друзей Винсенте. Спела так, что актер Джин Келли предложил юной певице выступить с ним дуэтом в его телепрограмме. Родителям ничего не оставалось делать, как отдать дочь в Высшую школу искусств в Нью-Йорке.

Потом она вновь училась в обычной школе и играла в любительских спектаклях. Но такая жизнь продолжалась недолго. Через три года Лайза заявила отцу, что решила оставить школу и выйти на профессиональную сцену. Для Винсенте это не было неожиданностью. Джуди тоже одобрила решение дочери, но отказала ей в денежной поддержке.

В шестнадцать лет со 100 долларами сбережений и 5-долларовым талисманом в кармане Лайза Минелли начала самостоятельную артистическую жизнь. Она мечтала о Бродвее, а не о Голливуде. Она выбрала Нью-Йорк, а не Лос-Анджелес.

«Лучшая нога»

Не рассчитывая на помощь родителей, она подрабатывала манекенщицей, одновременно постигая азы актерского искусства. За ней стояло два известных имени — Джуди Гарленд и Винсенте Минелли. Этого было вполне достаточно, чтобы получать небольшие роли, но совершенно недостаточно, чтобы стать звездой. А именно этого и добивалась честолюбивая Лайза.

Дебют состоялся на «Сцене 73», в маленьком театрике, примыкавшем к одному из нью-йоркских баров, в новой версии шоу «Лучшая нога». Продюсеры решили больше сыграть на скандальном имени матери, чем на таланте дочки. В главной роли — Лайза Минелли! Это должно было привлечь избалованную нью-йоркскую публику.

Не обошлось без иронии судьбы. На репетициях Лайза сломала ногу. Лучшую, не лучшую, но премьеру отложили. Когда наконец премьера состоялась, она вызвала такой ажиотаж, что пришлось вмешаться полиции: желающих попасть в театр было гораздо больше, чем мест в зале. Все ждали, что появится Джуди, но она предпочла пережить дебют дочери в гостинице.

Спектакль прошел с успехом. Джуди появилась в театре на следующий день. С «Лучшей ноги» началось восхождение Лайзы на вершину шоу-бизнеса.

«Дочки-матери»

С первого появления Лайзы на сцене над ней как дамоклов меч висело имя матери. Она пела «Ты создан для любви» — критика внушала публике, что перед нею выступает всего лишь юная Джуди Гарленд. Она играла в мюзикле «Карнавал» — ее игру сравнивали с игрой молодой Гарленд. Лайза с блеском снялась в фильме «Бесплодная кукушка» — режиссер Пакула, благодаря которому ее утвердили на главную роль, заявил, что не ожидал от нее ничего подобного: от Джуди — да, но от Лайзы… Отовсюду неслось — она хороша, она талантлива, но она дочь Джуди Гарленд.

Действительно, и внешностью, и манерами, и голосом она была похожа на мать — единственное наследство, от которого невозможно избавиться. Во всяком случае, при жизни. Но талант был другим. И Лайзе ничего не оставалось делать, как отстаивать свое «я» в кино и на сцене и во всем доказывать свою независимость от матери.

Что касается Джуди, то она сразу же поняла, что талант дочери превосходит ее собственный. И как мать не могла не радоваться ее успехам. Но как звезда… Как звезда Джуди Гарленд, избалованная поклонниками, познавшая вкус славы, не могла не видеть в Лайзе соперницу и ни в чем не хотела уступать дочери.

Джуди проиграла сражение Лайзе 8 ноября 1964 года на подмостках лондонского «Палладиума». Она сама предложила ей выступить вместе на одной сцене. Английская публика любила Джуди — Джуди любила английскую публику. Она кожей чувствовала, какой фурор может произвести подобный концерт среди ее поклонников. И не ошиблась. Весть мгновенно облетела Лондон, билеты были раскуплены в мгновенье ока. Но она ошиблась в другом. В том, что Лайза сумеет превзойти ее — актрису с мировым именем.

До порога рампы они были мать и дочь. На подмостки же вышли две певицы — Джуди Гарленд и Лайза Минелли. Они пели соло и дуэтом. Когда Лайза исполнила «Кто теперь жалеет», атмосфера в зале накалилась. Когда она спела «Все зависит от тебя», дуэт превратился в дуэль. Дуэль закончилась «поражением» Джуди — концерт превратился в триумф Лайзы на английской сцене.

Это был единственный концерт, где дочь и мать выступали вместе. Звездная карьера Джуди заканчивалась. Карьера Лайзы только начиналась. Но Лайзе еще долго придется убеждать весь мир, что она не «вторая Джуди Гарленд», а единственная — Лайза Минелли. В конце концов, ей это удалось. Для танцовщицы она прекрасно пела. Для певицы — отлично танцевала. Все вместе и составило ее артистическую индивидуальность.

Звездный час

За несколько лет она покорила Бродвей. Но Лайзе этого было мало. И тогда наступила очередь Голливуда. Ее звездным часом стал фильм «Кабаре». Премьера, состоявшаяся 13 февраля 1972 года в Нью-Йорке, прошла с ошеломительным успехом. Критики захлебывались от восторга, на все лады превознося игру Лайзы. Публика выстраивалась в очереди к кинотеатрам, чтобы увидеть свою любимицу в роли Салли Боулс, прожигательницы жизни в довоенном Берлине.

Веймарская республика в руинах, к власти рвутся нацисты. Общество в унынии, оно испытывает национальное унижение. При этом людьми овладевает ненасытная жажда развлечений. Ночные клубы переполнены, в них можно встретить и изысканных аристократов, и транссексуалов, и приверженцев однополой любви. Везде царствуют порок, разложение, декаданс. Все вместе и все одиноки — каждый сам по себе. Все живут сегодняшним днем, потому что никто не знает, что принесет завтрашний. Английская певичка Салли приезжает в Берлин в поисках заработка и сильных ощущений. Каждый вечер в элегантной черной шляпке и галстуке-бабочке она выходит на сцену кабаре со своим номером. Она не просто поет, не просто танцует, она живет на этой сцене. Для Салли игра — это жизнь. Жизнь — игра. Трагическая и одинокая.

Но Боб Фосс снял фильм не столько о трагедии и одиночестве одной женщины, сколько о трагедии и одиночестве человеческого существования вообще. Всегда и везде. Во все времена. При всех режимах. Потому что трагедия и одиночество человека не зависят ни от времени, ни от места, ни от власти…

Лайза это хорошо понимала и блестяще справилась со своей ролью. За что и удостоилась «Оскара».

Любовь и наркотики

К этому времени она разошлась со своим первым мужем, певцом Питером Алленом. На некоторое время ее бойфрендом стал Дэзи Арназ-младший, сын звездной пары Люси Болл и Дэзи Арназа. Они даже обменялись кольцами, но до свадьбы дело так и не дошло, в ее жизни появился барон Алекс Реде. Он дал ей то, что не могли дать другие, — умиротворение. Но в этом состоянии она пребывала недолго, ее темперамент требовал выхода. Лайзу видели в обществе то английского режиссера Питера Селлерса, то богатого бразильского плейбоя Педро Авинага, но больше всего слухов клубилось вокруг ее романа с Беном Веереном. Бен исполнял роль Иуды в нашумевшем бродвейском мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда», был черным и женатым. Лайза оставила его ради известного телевизионного продюсера Джека Хейли. Она давно искала мужчину нежного и доброго, способного понимать ее и принимать такой, какая она есть. Джек всеми этими достоинствами обладал. Они поженились в 1974-м, но и в этом браке Лайза не обрела счастья.

После смерти матери она пристрастилась к наркотикам. Они уводили ее в другой мир — иллюзорный, без трагедий и несчастий, любовных разочарований и жизненных потрясений. Наркотики приносили успокоение, но подорвали здоровье. И вскоре она поняла, что если не избавится от этой зависимости, то может поставить на себе как на актрисе крест. Все труднее и труднее удавалось выдерживать бешеный ритм жизни в шоу-бизнесе, порой не было сил появляться на репетициях, она начала пропускать спектакли, отменять гастроли. Однако Лайза не хотела повторять судьбу матери. От нее, кроме голоса и внешности, она унаследовала еще стойкость и цельность характера. Но Джуди не пыталась бороться. Лайза обратилась в клинику Бэтти Форд и начала самую жестокую борьбу в своей жизни — борьбу с самой собой. И победила.

Она перестала зависеть от наркотиков. Она вернулась на сцену. Она рассталась с Хейли и обрела нового мужа — актера и скульптора Марка Геро, с которым прожила одиннадцать лет.

Лайза не собирается уходить из шоу-бизнеса. Она записывает новые альбомы, снимается в кино и гастролирует по миру.

В конце уходившего в вечность XX века она заявила: «Для меня жить — значит быть в гармонии с собой».

Лайза обрела гармонию, жизнь продолжается…

Подробности

Лайза удостоена престижных премий «Оскар», «Эмми», «Золотой голобус».

В 1982 году Лайза дала 11 концертов в Ботсване, государстве, расположенном на юге Африки. Ее гонорар за это турне составил миллион долларов.

В 1994 году она впервые выступила в Москве, где ее приветствовали тысячи восторженных поклонников.

Долгая дружба связывала ее с известным американским модельером Хальстоном. Он создал знаменитый стиль Лайзы Минелли, благодаря которому она была удостоена номинации «Самой хорошо одетой женщины в мире».

На свадьбе с Джеком Хейли присутствовали более 700 гостей. Среди приглашенных были Элизабет Тейлор, Ширли Маклейн, Фред Астер. Жених преподнес невесте браслет с бриллиантом, украшенный надписью: «Я дарю тебе все, что у меня есть, мое имя и мое сердце».

*