Может ли стать Volkswagen российским «народным автомобилем»? Каковы перспективы российского авторынка? Есть ли будущее у АвтоВАЗа? На вопросы DW-WORLD отвечает немецкий эксперт.

Дешевый VW Gol будут строить и в России

Немецкий концерн Volkswagen, крупнейший в Европе автопроизводитель, решился после долгих переговоров с российской стороной, открыть завод в подмосковном Ступино. Сначала там будут собирать автомобили марки Skoda Octavia, затем планируется наладить производство европейской модели выпускаемой в Бразилии малолитражки VW Gol. О шансах Volkswagen стать российским «народным автомобилем» и о перспективах российского авторынка DW-WORLD беседовала с немецким экспертом в области автомобилестроения, профессором Высшей технической школы Гельзенкирхена, Фердинандом Дуденхёффером (Ferdinand Dudenhoffer).

DaimlerChrysler отказался от планов строительства собственного завода в России. В частности потому, что руководство концерна не уверено в том, что производимые в России автомобили будут иметь качество, соответствующее требованиям престижной марки. Какая репутация у России в глобальном мире автомобилестроения?

— У российских производителей качество катастрофическое. Но у западных производителей качество собираемых в России автомобилей ни в чем не уступает немецкому. Открывая в России завод, автоконцерн привозит с собой в Россию всю систему обеспечения качества. Качество будет даже лучше, чем в Германии. Это показывает опыт Словакии или Польши, где у Volkswagen свои заводы.

Среди принадлежащих концерну марок — фирменная VW — самая проблематичная?

— VW и Seat — самые проблематичные марки концерна. Проблема VW — слишком большие производственные расходы. Производственные мощности VW распложены в Германии. Оплата труда на них — самая высокая в отрасли. Кроме того, собственные заводы VW по производству комплектующих также находятся в Германии и по сравнению с другими поставщиками — слишком дорогие и неконкурентоспособные. Концерн VW пребывает в стадии реструктуризации, и немецкие заводы — его главный убыточный фактор.

Тем не менее, в Восточной Европе, сказали DW-WORLD в концерне, Volkswagen — самая популярная марка. Подходит ли выпускаемая ныне в Бразилии модель VW Gol, европейский вариант которой германский концерн намерен изготовлять в России, для покорения российского рынка?

— Skoda Octavia и VW Gol — интересный подход к российскому рынку. Однако автомобиль должен будет претерпеть сначала изменения с учетом российской специфики. И дизайн должен стать более привлекательным — над моделью Gol надо будет еще поработать. Важно, чтобы цена за Gol оставалась ниже десяти тысяч евро. Это важно для того, чтобы обеспечить высокие показатели по сбыту. Сегодня на российском рынке лидерами по сбыту являются корейцы (Hyundai), GM-Daewoo, Ford и Toyota. Они обошли VW. В том числе и из-за цены.

Как Вы оцениваете шансы VW стать «народным» автомобилем в России?

— Обогнать нынешних лидеров на российском авторынке Volkswagen не сможет. Но сократить разрыв — это концерну по силам. Но классического «народного автомобиля» от VW, по типу «Жука», в России не будет — слишком сильны конкуренты.

Какие иномарки лучше всего подходят для российского рынка?

— Россия — это один из растущих авторынков мира. Ожидается, что в этом году будет продано 1,5 миллиона легковых автомобилей. К 2012 году сбыт новых машин превысит 2-миллионную планку. Страна имеет 145 миллионов жителей, а на тысячу россиян сегодня приходятся лишь 170 легковых автомобилей. Потенциал роста поэтому большой, и Россия в состоянии финансировать этот рост за счет доходов от импорта нефти и газа.

Российские производители — крупнейший из них АвтоВАЗ — будут ослабевать и через 10 лет исчезнут совсем как независимые производители. В России как и на любом другом крупном авторынке представлены будут автомобили самых разных марок. Те, кто хотят добиться успеха, должны будут открывать свое производство в России.

Большой рынок сбыта будет у автомобилей компактного класса по доступной цене, а также у легких, небольших внедорожников.

Итак, придут все, потому что российский рынок очень перспективный. В конкуренции цен лет через пять немаловажную роль будут играть китайцы.

За минувшее десятилетие многие крупные автоконцерны построили и продолжают строить свои заводы в Восточной Европе. Какую пользу извлекают из этого сами производители и принимающие эти заводы страны?

— Для успеха в этих странах автоконцерны должны открывать там свое производство. Таким образом повышается известность марки. Это, во-первых. Во-вторых, труд в Восточной Европе гораздо дешевле, чем в Западной Европе. В Польше, Румынии, Чехии расходы на оплату труда ниже, чем в Германии. В третьих, уменьшается риск потерь из-за торговых ограничений. Любое правительство в любой стране склонно отдавать предпочтение местным производителям. В четвертых: уменьшается риск потерь от колебаний валютного курса. Получается, что причин идти в Россию — гораздо больше, чем оставаться дома.

Но! Риски не следует недооценивать! Россия остается еще очень ненадежной страной по таким вопросам, как, прежде всего, покупка земли и недвижимости, договоры. Договоры должны пройти через руки целой вереницы бюрократов и быть настолько безупречными, чтобы и комар носа не подточил. Осторожность нужная адская, иначе случится то, что случилось с немецкой фирмой Continental. Компания ушла из России уже после короткого там пребывания, понеся огромнее убытки.

Угрожает ли экспансия VW в Россию рабочим местам в Германии?

— Пока нет. Но если лет через десять завод заработает по-настоящему, построенные в России автомобили покатятся в Германию. И тогда, безусловно, рабочих мест в Германии станет меньше.

Беседовала Элеонора Володина

DW-WORLD

***