В последнее время столицу захлестнула волна изощренных мошенничеств в отношении пользователей мобильной связи. Прикрываясь названиями известных компаний-операторов мобильной связи, радиостанций и автосалонов, аферисты разыгрывают различные спектакли и с помощью нехитрых электронных приспособлений вынуждают пользователей сотовых телефонов переводить им крупные суммы.

На удочку мобильных мошенников в основном попадаются родители тинейджеров.

Милиционеры давно признают, что столичные мошенники прекрасно освоились в самом массовом и динамичном секторе телекоммуникаций – мобильной связи. Ее технические особенности не позволяют преступникам напрямую похищать трафик или деньги со счетов клиентов, поэтому основной интерес злоумышленники проявляют к относительно доступному для различных афер способу пополнения счета картами экспресс-оплаты.

Несмотря на то, что с аферистами успешно борются как милиционеры, так и службы безопасности компаний-операторов, мошенники постоянно совершенствуют и придумывают новые и все более изощренные способы обмана.

В прошлом году Москва была охвачена эпидемией мошенничеств, в основе которых лежал способ, условно именуемый «звонки от попавших в беду родственников». Жулики в произвольном порядке обзванивали людей и, наткнувшись на пожилой голос, разыгрывали нехитрый спектакль. Под сильный шум и помехи мошенники кричали в трубку: «Мама, я только что сбил насмерть человека» или «У меня нашли наркотики и теперь меня посадят». Затем трубку брал «автоинспектор» или «следователь», который обещал отпустить «задержанного» и уладить все проблемы. Единственное, что надо было сделать родственникам, так это купить карты экспресс-оплаты на сумму в несколько сотен или тысяч долларов и продиктовать по телефону их секретные номера «представителю органов». Большинство шокированных родителей в точности выполняли все инструкции «благодетеля», а затем звонили своим детям и с удивлением узнавали, что те не попадали ни в какую криминальную историю. Среди потерпевших значились даже многие известные актеры и чиновники.

В последнее время жулики стали «баловать» столичных жителей всевозможными спектаклями с «розыгрышами призов». На мобильный телефон звонит барышня и приятным голосом сообщает радостную весть: «Последние четыре цифры вашего телефонного номера стали призовыми в рекламной акции, проводимой нашей радиостанцией, и вы выиграли автомобиль Audi». Далее аферисты просят жертву перезвонить им по определенному номеру, называют реальный адрес известной радиостанции или головного офиса компании-оператора, где якобы находится приз. Главным условием получения выигрыша является покупка карт экспресс-оплаты на 300–400 долларов. Это условие аферисты могут объяснить требованиями оператора, особенностями налогообложения, необходимостью получения регистрационного номера победителя или возможностью бесплатного перехода на безлимитный тариф. Если доверчивый клиент соглашается, его соединяют с «оператором службы обслуживания клиентов», которому он диктует номер своего мобильного телефона и секретный код карт. Естественно, что все деньги тут же безвозвратно исчезают.

Но эти способы уже знают и оперативники, и многие пользователи сотовых телефонов. И поймать на них новых клиентов аферистам удается все реже и реже.

А вот новейший способ обмана еще не столь популярен в обществе. Поэтому многие «клюют» на него и теряют свои деньги. Суть его заключается в технической имитации автоматизированных систем пополнения счета (АСПЧ). Представляясь менеджерами по обслуживанию клиентов, дамы-мошенницы обзванивают владельцев «прямых» или «красивых» номеров и предлагают им бесплатно перейти на более выгодный тариф с сохранением прежнего номера. Если человек соглашается, то его «переводят» на другой тариф и «открывают» новый расчетный счет. Для активации нового тарифа «оператор» просит внести на счет с помощью карт экспресс-оплаты 200–400 долларов. Через некоторое время «оператор» перезванивает клиенту и, если карты куплены, «переводит» звонок на «АСПЧ». Жертва ничего не подозревает, поскольку все выглядит естественно и знакомо: механический голос автоответчика просит перевести телефон в тональный режим и ввести секретный код карт. После введения номеров карт, автоответчик сообщает об успешном пополнении баланса. Что касается расшифровки номеров карт, введенных в тональном режиме, то это может сделать как несложная компьютерная программа, так и просто человек с хорошим слухом.

Как признаются представители некоторых крупных столичных операторов мобильной связи, мошенничество с «имитацией АСПЧ» им пока еще незнакомо.

"Новые известия"

***