(НИ). В прошлом году, по официальной статистике, было выявлено 50 наименований фальсифицированных лекарственных препаратов. Новизна ситуации в том, что к огромному количеству откровенных подделок теперь добавились так называемые «бренд-дубли». Как две капли воды похожие на оригинал, они чаще всего отличаются лишь одной буквой в названии и при этом стоят дешевле. Серьезной опасности для здоровья они не представляют, но и пользы, как правило, не приносят никакой.

Отличить подделку от настоящего препарата порой затрудняются даже специалисты.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

По оценкам независимых экспертов, до 20% лекарств на российском рынке являются подделкой. Вчера этой теме посвятил свое выступление директор ГУЗ «Северо-Западный центр по контролю качества и сертификации лекарств» Сергей Некрасов. По его словам, в 2005 году в России было выявлено 50 наименований фальсифицированных лекарственных средств. «Если сравнивать с предыдущими годами, то этот показатель немного ниже, – отметил чиновник. – Так, например, в 2003 году было выявлено 61 наименование фальсифицированных лекарств, а в 2004 году – 57 наименований».

Сейчас в России зарегистрировано 16,5 тыс. наименований лекарств, по оценкам независимых экспертов, подделывается приблизительно 100–120. Каждый год структура рынка фальшивок меняется. Какие-то средства перестают подделывать, какие-то, наоборот, начинают, но основной мишенью лжефармацевтов всегда остаются самые ходовые препараты. По мнению г-на Некрасова, проблема фальшивых лекарств в России не является чем-то из ряда вон выходящим. Так, при общей емкости рынка в 6–8 млрд. долларов на подделки приходится 200–300 млн. долларов. Примерно те же цифры озвучивали недавно депутаты Госдумы, обсуждая проблему нарушения авторских прав у нас в стране. Не беремся оспаривать официальную статистику, но речь-то ведь идет не о поддельных джинсах или DVD-дисках. Сотни миллионов долларов россияне тратят на лекарства, которые им не только не помогают вылечить недуг, но зачастую и гробят их здоровье. Так что спокойствие чиновников и народных избранников здесь, по крайней мере, неуместно.

Эксперты фармацевтической отрасли обращают внимание на то, что на смену откровенным подделкам пришли так называемые «дубли» популярных марок лекарств. Вреда от них, судя по всему, меньше, но пользы чаще всего никакой. Они бывает «просто» не лечат. Информацию об этом на днях распространил Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

«Фармацевтический рынок России пока еще нельзя назвать окончательно «оцивилизованным» с точки зрения защиты интеллектуальной собственности, – рассказал «НИ» руководитель отдела исследований центра Давид Мелик-Гусейнов. – Помимо того, что на рынке обращаются фальсифицированные лекарственные средства, в последнее время отрасль наводнили так называемые «бренд-дубли».

«Остается вопросом, чем руководствуется государственное предприятие, принимая решение о выпуске идентичного по действию и визуализации бренда ведущей западной компании, – комментирует Давид Мелик-Гусейнов. – Вполне понятно, что скопировать бренд и стать рядом с ним на аптечной полке – дело нехитрое, однако, если мы говорим о цивилизованном рынке, о перспективах вступления в ВТО, громогласно заявляем о борьбе с фальсификатами и защите авторских прав, такое положение дел играет не в пользу отечественной фарминдустрии».

Эту точку зрения разделяет и Виктория Соколова, специалист компании RMBC, занимающейся исследованиями фармрынка. «Производители «дублей» пользуются рекламной кампанией и устойчивой репутацией оригинальных лекарств для продвижения своего товара, – рассказала она «НИ». – Ведь по внешнему виду отличить их от подлинного препарата обычному покупателю практически невозможно – копируется цвет упаковки, шрифт. Более того, стоимость подобных лекарств, как правило, чуть ниже, чем у подлинников, поэтому сбывать их проще». Впрочем, одним экономическим ущербом дело тут не ограничивается. И хотя вопиющих случаев отравления такими лекарствами не было, они все равно вредны потребителям, так как зачастую не обеспечивают должного терапевтического эффекта. «Зачастую у дублей отсутствует ряд заявленных в инструкции терапевтических действий или они слабо выражены, – утверждает Давид Мелик-Гусейнов. – А упущенное время при лечении заболевания может привести к осложнениям».

По экспертным оценкам, дубли составляют до 5% рынка лекарств. И если с подделками бороться еще можно, то оградить население от препаратов-клонов пока проблематично. «Дубли найти просто, а вот засудить компанию, которая их производит, уже нет, – говорит г-н Мелик-Гусейнов. – Некоторые компании, у которых есть возможность, регистрируют и патентуют свои названия, состав и даже цвет упаковки. Но и это не помогает. Ведь если в названии изменена всего одна буква – это уже другой препарат. Конечно, в этом вопросе основная регулирующая роль отводится профессиональной этике».

СПРАВКА

Примерно 67% продаваемого у нас лекарственного контрафакта производится в России, 2% поступают из стран СНГ и Восточной Европы, а 31% – из стран Юго-Восточной Азии (Китай, Индия). Фальсификаторы предпочитают подделывать хорошо известные, часто используемые и не слишком дорогие препараты: антибиотики (42%), обезболивающие средства (18%), пищевые добавки, инсулин, противогрибковые средства. Отечественные препараты фальсифицируют примерно в два раза чаще, чем импортные. Среди ходовых – нистатин, преднизолон в таблетках, пенталгин. Из импортных в последнее время «лидируют» сумамед, церебрализин, супрастин.

Приходилось ли вам покупать лекарства, которые не лечат?

Григорий ОСТЕР, поэт:

– Если какое-то лекарство не помогает, это нормально – организм у всех разный. Возмущает другое: когда абсолютно неэффективный препарат преподносят как панацею. Последнее время мы с женой только и делаем, что защищаем своих пожилых родителей от разного рода предприимчивых продавцов, которые «разводят» стариков, продавая им дорогостоящие биодобавки под видом эффективных лекарств.

Наталья КРАЧКОВСКАЯ, актриса:

– Очень часто бывает, когда прописанное лекарство не помогает. Особенно страшно, когда это касается сердечных препаратов. Но особенно печально то, что, как правило, не дают результата лекарства, сделанные в России. А вот когда препарат мне привозят из Испании, то проблем не возникает. Если же говорить о различных лекарствах от гриппа, насморка, то их я вообще давно променяла на «бабушкины» средства – мед, малиновое варенье, горчичники.

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

07.03.06

вторник

«Новые Известия»

***