(ФИ). Последние годы пенсии в России индексируются два-три раза в год. В этом году планировалось прибавить пенсионерам традиционные 6% с 1 апреля. Однако вмешался президент, который в пятницу на встрече с министром здравоохранения и соцразвития Михаилом Зурабовым выразил недовольство столь невысокой компенсацией. В итоге пенсии с 1 апреля повысят на 8.5%. Но откуда возьмутся средства? Ведь Пенсионный фонд России (ПФР) никак не может справиться с дефицитом своего бюджета.

«В связи с инфляцией, которая несколько выше, чем планировалось, исхожу из того, что соответствующие надбавки будут исчисляться из реальной инфляции, а не из той, которая планировалась правительством в конце года», — заявил Владимир Путин на встрече с Михаилом Зурабовым в пятницу. У Зурабова настойчивое «пожелание» президента, естественно, возражений не вызвало. Более того, он подхватил его с таким энтузиазмом, как будто только этого и ждал. Министр заверил главу государства, что базовые пенсии и льготные выплаты с 1 апреля увеличатся на 8.5% и средства на это предусмотрены. Путин и не сомневался: «Прошу обязательно это исполнить, поскольку еще в начале прошлого года было заявлено, что эти средства будут индексироваться в связи с инфляцией».

Сейчас средний размер пенсии по старости в России составляет около 2.5 тысячи рублей. И прибавка явно не помешает. Вопрос — где взять деньги? Ведь самостоятельно ПФР компенсировать такие расходы не сможет. Напомним, что в прошлом году дефицит бюджета фонда достиг рекордных 112 млрд. рублей. Причина — снижение Единого социального налога и первое за всю новейшую историю повышение базовой пенсии на 240 рублей с 1 марта. Этот шаг стал ответом правительства на массовое недовольство монетизацией льгот. Расплачиваться за популистское решение пришлось из Стабфонда, который поделился с пенсионерами 111 млрд. рублей.

На этот год планировалось, что дефицит ПФР составит 93 млрд. рублей. Но уже сейчас понятно, что новые приступы щедрости уложиться в эту цифру не позволят. Только на то, чтобы увеличить индексацию на 2.5%, необходимо, по предварительным оценкам, 1.5-2 млрд. рублей.

«Экономические издержки от такого шага не очень значительны по сравнению с политическими дивидендами, которые может получить государство. Ведь оно демонстрирует шаги навстречу социально незащищенным категориям граждан», — отмечает главный экономист Объединенной финансовой группы (ОФГ) Ярослав Лисоволик. Правда, если на этом государство не остановится и, как в прошлом году, доведет дополнительные расходы на социальные программы до 2% от ВВП, то это может иметь серьезные макроэкономические последствия. Не говоря уж о том, что необходимо решать проблему дефицита ПФР. Ведь пока она только усугубляется.

По оценкам Счетной палаты, в 2008 году дефицит бюджета фонда может составить $17.3 млрд., а к 2012-му, как утверждают некоторые эксперты, — $23 млрд. Фактически это означало бы крушение пенсионной системы. Ведь дефицит не позволяет создавать резерв, который послужил бы «подушкой безопасности» на случай неблагоприятной макроэкономической ситуации.

«Если не будут приняты меры по обеспечению жизнеспособности пенсионной системы и развитию накопительных принципов, то крушение возможно, — соглашается Лисоволик. — Нельзя бесконечно увеличивать расходы, опираясь на сверхдоходы от высоких цен на нефть. В случае резкого их падения ПФР окажется на голодном пайке из-за дисбаланса между возросшими обязательствами и снизившимися доходами». И пенсионерам опять придется вспомнить о задержках с выплатами.

Сейчас предлагается несколько решений проблемы, но ни одно из них не принято. И причина тут скорее политическая. «У пенсионной реформы не стало хозяина, — замечает советник главы ПФР Владимир Вьюницкий. — Это видно хотя бы из того, что постоянно принимаются противоречащие друг другу решения. Реформа перестала быть национальным проектом и сейчас больше ориентирована на молодое поколение, чем на нынешних пенсионеров».

• Анна КАЛЕДИНА

06.03.2006 10:34

"Финансовые Известия"

***