В обзоре российских газет:

    * Завершен визит делегации ХАМАС в Москву

    * Российские пенсионеры штурмуют тарифы

    * Популярность «вождя всех народов» неуклонно растет

Канал связи с ХАМАС

«Визит делегации ХАМАС в Москву не привел к изменению позиций движения по вопросу переговоров с Израилем», — заявляет газета «Ведомости» в материале под заголовком ХАМАС Басаеву не друг».

Тем не менее переговоры были полезными, считают эксперты, — у России появился канал связи с ХАМАС, а заявления лидеров движения в последнее время становятся менее радикальными. «Кроме того, ХАМАС официально признал чеченскую проблему внутренним делом России, отказав боевикам в поддержке», — пишет издание.

Однако сделать следующий шаг — признать Израиль — движение так и не согласилось. Правда, по словам Лаврова, ХАМАС обещал соблюсти «ранее заключенные палестино-израильские соглашения, включая «дорожную карту» и арабскую мирную инициативу,».

«Несмотря на отсутствие принципиальных изменений в позициях ХАМАС по отношению к Израилю, российская инициатива пригласить ХАМАС в Москву себя оправдала», — заявляет в интервью «Ведомостям» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Между тем, как полагает «Газета», «для России в данном случае важен не результат переговоров, а сам процесс. Пригласив к себе новых палестинских лидеров первыми, Москва стала активным участником переговоров по ближневосточному урегулированию. Это для Кремля не дипломатический, а репутационный выигрыш».

Переговоры начались в МИДовском особняке на Воробьевых горах. Палестинская делегация встретилась с российским замглавы МИДа Александром Салтановым. После этого гостей принял на Смоленской площади министр Cергей Лавров. Но после беседы с главой МИДа долгожданного визита в Кремль не последовало.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет нежелание Кремля встречаться с лидерами ХАМАС некоторыми уступками, на которые пошла Россия в отношении США. «Американцы заявили о поддержке нашей инициативы, а мы взамен понизили статус встречи», — заявил «Газете» политолог.

«Идея пригласить ХАМАС хороша, а исполнение, как всегда, оставляет желать лучшего. ХАМАС, образно говоря, надо было похлопать по плечу, ну обнять, а получилось жаркое танго и «дружба навек», — говорит в интервью изданию эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

По мнению эксперта, ХАМАС представляет дело так, что Россия становится оппонентом США. «Теперь важно, как российские руководители будут интерпретировать достигнутые соглашения. Хотя инициатива перешла в руки ХАМАС, — полагает он.

Обозреватель «Коммерсанта» Наталья Геворкян в рубрике «Цена вопроса» пишет: «Странным образом настойчивость Москвы в поиске общего языка с сомнительными режимами и организациями отражается на портрете нынешнего российского руководства».

«В одном случае Москва расширяет для Ирана поле для маневра и помогает ему выиграть время, — объясняет обозреватель. — В итоге не Иран с напряжением ждет, что сегодня решат относительно его ядерного досье, а мир ждет, что решит Тегеран на переговорах отдельно с «евротройкой» и отдельно с Москвой. И с кем вместе ждет Москва — большой вопрос».

«Этот же вопрос возникает в связи с приездом в Москву представителей ХАМАС», — продолжает Геворкян.

«Парадокс состоит в том, что именно чрезмерная международная активность России обострила споры вокруг российского режима в целом», — заявляет обозреватель. «Именно это неожиданное вклинивание России в самые горячие международные споры побудило западных политиков присмотреться к прошлому и настоящему российского президента», — полагает Геворкян.

«Думаю, поезд ушел, а Запад и не заметил. Путин переиграл своих коллег по «восьмерке», вынудив их своей внешнеполитической активностью принимать его, а заодно и изменяемую им Россию такими, какие они есть или стали. Это такая западня для демократий», — раскрывает карты обозреватель.

В ожидании вождя

Всероссийская акция против реформы ЖКХ прошла в выходные в 70 регионах страны. «Эксперты называют ее самой масштабной протестной кампанией после митингов льготников в начале 2005 года, но отмечают, что выступления были менее массовыми — из-за апатии населения», — пишет газета «Ведомости».

Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер отмечает роль партий в организации протестов — «на улицы выходили в основном их сторонники». По его словам, в отличие от выступлений по поводу монетизации, когда «все было стихийно», митинги по ЖКХ предсказывали еще в конце 2005 года.

Динамику протестных настроений еженедельно отслеживает фонд «Общественное мнение». Его президент Александр Ослон говорит, что настроения почти не меняются, но не исключает, что после субботних митингов общественное мнение может измениться.

«Если раскрутка пойдет по спирали, то может захватить людей, которые сейчас говорят, что будут участвовать в акциях», — замечает он в интервью «Ведомостям». По данным ФОМ, в конце февраля такую готовность выражали 46% опрошенных.

«Главная особенность нынешней акции заключается в том, что требования к власти становятся политизированными», — полагает «Газета».

Не за горами выборы, и оппозиционные партии решили конкурировать с КПРФ за влияние на протестную массу. В митингах компартии теперь принимают участие и «Родина», и «Яблоко», и «нацболы».

«Парадокс ситуации заключается в том, что ни одна из легально действующих партий, причисляющих себя к оппозиции, не только не может возглавить народный протест, но и не заинтересована в его обострении», — констатирует издание.

«Народ разочарован действующими партиями, в обществе распространено мнение, что партии «пиарятся на народном горе», — считает глава Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — Может случиться, что протестные настроения оседлает никому не известная политическая структура, выскочившая, как чертик из табакерки».

«В стране прошли сразу две непопулярные реформы: отмена льгот и реформа ЖКХ. Если грамотно сложить эти два фактора в сознании людей, то на грядущих выборах «партия власти» может получить очень неприятный сюрприз», — заявляет «Газета».

«В Кремле эту ситуацию, видимо, понимают. Отсюда максимально жесткое отношение к заведомо маргинальным движениям вроде «нацболов» и АКМ. Вряд ли именно они смогут направить нынешний гражданский протест в политическое русло», — сомневается издание.

«Очевидно, что это будут такие же убежденные, но более харизматичные люди. По сути, нынешнему протесту не хватает только лидера, а сама ситуация уже назрела», — полагает «Газета».

«В этой ситуации все будет зависеть от того, как поведет себя Кремль. По логике событий, каких-то послаблений ждать не приходится, скорее наоборот: оставшиеся два года Кремль будет вести себя по отношению к реальной, а не декоративной оппозиции максимально жестко, чтобы предотвратить появление потенциального вождя протестных масс», — делает неутешительный вывод издание.

Ползучая сталинизация

По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в феврале 2006 года положительно роль Сталина в отечественной истории оценила почти половина россиян, отрицательно — лишь каждый третий. Значительное число россиян уверены, что личность Сталина подвергается незаслуженному очернению. С такими результатами исследования знакомит газета «Коммерсант».

Между тем, сегодня 41% россиян, по данным ВЦИОМа, считают Сталина виновным в массовых репрессиях. «Это, однако, не мешает воспринимать фигуру Сталина как положительную или «неоднозначную», — отмечает газета.

«Несмотря на резко отрицательную оценку Сталина в начале 1990-х его популярность на протяжении десятилетия быстро росла», — отмечает Борис Дубин из Левада-центра. В 1989 году Сталин занял лишь десятое место среди «выдающихся людей всех времен и народов». Однако уже в январе 2000 года Сталин лидировал в списке наиболее выдающихся лидеров страны в XX столетии.

По мнению главы аналитического управления ФОМ Григория Кертмана, антисталинская пропаганда того периода оказалась контрпродуктивной: «Все связанное с 1990-ми отвергается и современной элитой, и населением из-за крайне негативного отношения к тому периоду. Это относится и к такой части тогдашней идеологии, как антисталинизм».

«Очевидно, что новая популярность Сталина — это не «рудименты советского сознания» и не «ностальгия по коммунизму»: фигура Сталина обретает в России символическое значение, не связанное с коммунистической идеологией», — полагает «Коммерсант».

Фигура Сталина сегодня прочно занимает место в «народном» историческом пантеоне жестких, но успешных лидеров наряду с Петром I и Иваном Грозным. Официальная доктрина также не предусматривает морального осуждения Сталина и сталинизма как безусловного зла.

«Новая волна «сталинизации» поддерживается и утверждением приоритета интересов государства над общественными, личными и групповыми, и изменениями в структуре политических и общественных авторитетов», — заявляет издание.

«Исчезновение, размывание пантеона авторитетных для нации фигур происходит параллельно с выстраиванием моноцентрической политической системы. Системы, когда на фоне тотального недоверия к политикам, общественным деятелям и государственным институтам наблюдается противоестественно высокий уровень доверия к единственному человеку, олицетворяющему российскую государственность, — президенту России», — объясняет газета.

«В этой ситуации образ сталинского тоталитарного государства, воспринимаемого населением как абсолютный механизм, венчаемый и олицетворяемый в фигуре вождя, обретает новую жизнь», — констатирует «Коммерсант».

Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си

понедельник, 06 марта 2006 г., 04:15 GMT 07:15 MCK

Би-би-си

*