Какая она – реклама? Добрая или агрессивная, профессиональная или убогая, интеллигентная или пошлая? Время меняет нас. Всего лишь несколько лет назад мы со стоном «опять эта реклама!» нервно переключали каналы телевизора. А сегодня уже привыкли к тому, что она стала неотъемлемой частью нашей жизни. Реклама повсюду – на телевидении и радио, в газетах и журналах, на компакт-дисках и уличных баннерах…

Помимо нашей воли она вторгается в наш мир, в наше жизненное пространство, и мы уже не замечаем, как неосознанно используем рекламные слоганы в собственной речи, чтобы «соответствовать духу времени», как покупаем разрекламированные товары, чтобы «соединить» себя с красивой жизнью, — такой недоступной и такой манящей.

Все на рекламе

— Доктор, доктор, меня никто не замечает!

— Следующий!

Над этим старым анекдотом смеялись десятки дизайнеров и копирайтеров, однако, судя по всему, лишь немногие из них всерьез задумывались над тем, как стать заметным и выйти из состояния безвестности. Известность и талант не всегда синонимы. Творить «для потомков» рекламисты не могут. А если создавать « на час», то стоит ли стараться?

Если вспомнить «отдельные рекламные кампании», складывается впечатление, что идет чудовищная профанация профессии. Планка в последнее время опускается все ниже и ниже. Точнее — ее опускают, наивно думая, что можно следовать логике «пипл хавает». Да, возможно, отдельный «пипл» и будет хохотать над словом на букву «ж», но подавляющее большинство потребителей обязательно скажет: «Фу, какая пошлость!». Потребитель-то у нас непростой. Потребитель вообще-то неглупый. А вот создатели рекламы, решив, что аплодисменты можно сорвать «ну очень простым образом», похоже, деградируют. И несут с уличных баннеров пошлость и глупость. И пусть бы их! Вот только обращаются они к нам с вами.

Каким языком владеете?

Один из непреложных законов рекламы гласит: «Безошибочный путь эффективной рекламы – всегда говорить на языке своей аудитории, играть в рекламе на тех ценностях, которые воспринимает ваша целевая группа».

Так на каком языке с нами разговаривают? И в какие игры играют?

Обратимся к наружной рекламе и на конкретных примерах проследим, как «это» делается.

Сначала некая компания вывешивает провокационный плакат. Потом через месяц, когда кто-то, видимо, «стукнет по голове», вставляют словцо, которое убирает двусмысленность из фразы. Например, реклама пылесосов: «Сосу за копейки». Вся Самара была увешана! Через месяц появляется слово «пыль», написанное крошечными буквами, и уже не придерешься. Хотя мне, близорукому человеку, его не видно. А что нам предложили накануне Нового года? Огромный щит: «Положи на Новый год!». Не сразу соображаешь – о чем это?! Потом понимаешь – реклама банковских вкладов. Через месяц появилось меленько написанное слово «деньги». Примеров идиотизма и пошлости не перечесть. На одном рекламном щите изображают огурец и говорят, что он русский и размер имеет значение. На другом – рядом с электродрелью пишут слова: «Поможем поднять то, что упало!». Кто-то может меня, конечно, упрекнуть, что это я такая испорченная. Прямо по Фрейду. Но я же понимаю, сто создатели подобного продукта хотят, чтобы я все так и поняла.

Не так давно один из операторов сотовой связи прославил себя тем, что срифмовал свое название с матерным словом. Кто не помнит: «…сеть — цены просто…!». Сегодня эстафету подхватил другой, организовав рекламную кампанию под девизом «Я могу 40 раз бесплатно».

Получается, нам предлагают либо – неприкрытый мат, либо – сексуальную похоть. Это удручает.

Даешь цензуру!

Я – за цензуру языка! Русский матерный язык действительно уникален, но он всегда был табуирован. И за этим надо следить. И за рекламой тоже. А пока такое ощущение, что пройдет еще несколько лет и у нас вовсю будут материться в рекламе. Сначала по одному слову, а там уж и предложениями шпарить начнут. Похоже, пришло время озаботиться этой проблемой. Нам с вами. Ведь «Будущее зависит от нас!».

Ольга Петропавловская, обозреватель Интернет-канала «Самара Сегодня«

*