Ближний восторг. Российские газеты о визите руководства ХАМАС в Москву, обострении отношений Москвы и Тбилиси и проблемах реституции
В обзоре российских газет:
* Палестинских изгоев приняли в Москве как своих
* Россия и Грузия: слабость — приглашение к агрессии
* Реституция — хорошее орудие для политиков
ХАМАС в Москве
В пятницу в Москву по приглашению президента Владимира Путина прилетела делегация палестинского движения ХАМАС. Еще в Шереметьево председатель политбюро ХАМАС Халед Машааль предупредил, что переговоры вряд ли будут результативными, поскольку выполнять главное требование России и Запада — признавать Израиль — ХАМАС не намерен.
Как полагает «Коммерсант», «хотя стать успешным посредником в диалоге между Западом и изгоями российской дипломатии вновь не удастся, Кремль сможет извлечь из переговоров определенную выгоду».
«Российская сторона и ХАМАС подошли к нынешним переговорам с принципиально разными позициями», — отмечает издание. Для Москвы одним из существенных мотивов пригласить ХАМАС было желание российского президента стать первооткрывателем победителей палестинских выборов и опасение, что какая-либо другая страна обгонит Россию и первой начнет с ними переговоры.
«Нынешние переговоры, скорее всего, являются лишь началом длительного процесса международного признания ХАМАС, — продолжает «Коммерсант». «Весьма вероятно, что в тот момент, когда ХАМАС укрепит свои позиции в Палестине настолько, что сможет позволить себе идти на уступки, посредничество Москвы его уже не устроит», — делает вывод издание.
«Для руководства движения не секрет, что Россия не в состоянии оказывать давление на Израиль, а значит, без вмешательства США сдвигов в переговорах быть не может», — объясняет газета.
Впрочем, одну неоспоримую выгоду российская сторона из посещения Москвы делегацией ХАМАС извлечет, и уже сейчас. «Речь идет о репутации России в арабском мире, которая в последние годы довольно сильно заботит российские власти», — раскрывает карты «Коммерсант».
Приглашение ХАМАС — более действенный ход, чем недавно приобретенный статус наблюдателя в организации «Исламская конференция». «И слова Халеда Машааля о том, что «арабы питают теплые чувства к России», разумеется, перевесят распространенные вчера заявления Мовлади Удугова и Ахмеда Закаева, осудивших разом и российские власти, и руководство ХАМАС, — подводит итог издание.
«Наиболее важным остается вопрос признания новым руководством Палестины права Израиля на существование и выполнение подписанных предыдущими властями автономии соглашений с Израилем», — заявляет «Российская газета». Если в решении данной проблемы не произойдет сдвигов, то, как считают наблюдатели, визит главы политбюро ХАМАС Халеда Машааля в Москву можно считать провальным.
«Впрочем, и израильтяне, и палестинцы полагают, что Россия в состоянии убедить ХАМАС на будущие переговоры. И это «согласие» будет предъявлено мировому сообществу, как успех встречи», — полагает издание.
«Очевидно, что визит хамасовской делегации в Россию — знаковое событие для всего Ближнего Востока», — продолжает газета. ХАМАС оказался не готовым к деятельности на международном уровне. Его лидеры после победы на парламентских выборах загнали себя в угол бескомпромиссными воинственными заявлениями. «Так что Россия сделала шаг в верном направлении — к разрядке напряженности в одном из самых проблемных регионов мира», — считает издание.
Россия, разумеется, имеет собственные интересы на Ближнем Востоке. «Весьма значительная русская община на Земле обетованной — гарант уникальных отношений Тель-Авива и Москвы. И хотя доминирующим игроком в регионе остается Вашингтон, Россия в состоянии внести важный вклад в разрешение ближневосточного конфликта», — высказывает свою позицию «Российская газета».
Между тем, как заявляет в интервью «Комсомольской правде» президент Института Ближнего Востока и Израиля Евгений Сатановский, «никаких сюрпризов и прорывов от этого визита ждать не стоит. Это поездка — ознакомительная. И для них, и для нас. ХАМАС выиграл законные парламентские выборы в Палестине, и России придется в ближайшие годы строить отношения именно с ними».
«В свое время наша страна инвестировала столько средств в Ближний Восток, что бросить там все сейчас только потому, что к власти в автономии пришли радикалы, было бы глупо. Нашему имиджу в мире этот визит тоже вряд ли повредит», — делает вывод эксперт.
Не допустить войны
«К крайне опасной черте подошли отношения России и Грузии. В прошлом месяце мы были в шаге от прямого столкновения», — заявляет президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов на страницах газеты «Труд».
«Со стороны Тбилиси идет очевидная эскалация конфликта. Риторика Михаила Саакашвили в отношении России и ее руководителей перешла пределы приличия и оставила далеко позади словесные эскапады Уго Чавеса или Фиделя Кастро в адрес США», — полагает эксперт.
«В Южной Осетии и Абхазии все громче и настойчивее звучат голоса в пользу окончательного размежевания с Тбилиси, а в России — за симметричное использование косовского прецедента: признание независимости грузинских автономий», — констатирует Никонов.
«Если учесть, что Саакашвили редко пальцем пошевелит без консультации со своими зарубежными покровителями, ситуация выглядит еще более взрывоопасной, — предостерегает Никонов. — За границей у нас не только друзья, есть немало желающих втянуть нас в войну, представив ее как нападение «тоталитарной российской империи» на «свободолюбивую грузинскую демократию».
«Что же в этой ситуации делать России?» — задается вопросом эксперт. И отвечает: «Прежде всего, не бросать на произвол судьбы осетин и абхазцев. Наша позиция здесь морально и в правовом смысле оправданна: мы обязаны защитить права меньшинств на территории Грузии, и в первую очередь их право на жизнь».
Военные приготовления Грузии приобретают все более зримый характер, ее военные возможности в последнее время с американской помощью заметно выросли. «Партия войны», безусловно, доминирует в грузинском правительстве. «Именно по этим причинам вывод российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии исключен. Это надо дать понять Тбилиси четко и недвусмысленно», — заявляет Никонов.
«Там также должны отдавать себе отчет в том, что в случае дальнейшего нагнетания обстановки Россия ведь может и отказаться от поддержки территориальной целостности Грузии, что до сих пор является основой нашей официальной позиции», — предупреждает он.
«Москва ни в коем случае не должна позволять втянуть себя в войну. Для этого ей нужно не сокращать, а, наоборот, усилить свое военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии. Слабость — всегда приглашение к агрессии. У Саакашвили не должно быть даже малейшей иллюзии относительно возможности решить конфликты в свою пользу с помощью силы», — делает вывод эксперт.
Померяться дарами
В Праге в рамках официального визита президента России Владимира Путина в Чехию состоялась торжественная передача российской делегации картины Ивана Крамского «Голова крестьянина», принадлежащей Русскому музею, которая была похищена фашистами во время Великой Отечественной войны.
«Если верить Владимиру Путину, это первый подарок такого рода, полученный нашей страной за годы его президентства», — пишет на своих страницах «Коммерсант».
Однако, как отмечает издание, здесь вышла ошибка. «За шесть с половиной лет президентства Владимира Путина в Россию возвратилось как минимум два десятка памятников искусства и культуры, вывезенных фашистами», — рассказывает газета.
В 2005 году из Австрии возвращена бронзовая статуя «Летящий Меркурий». В том же году в Петербург из Германии вернулись две «Архитектурные фантазии» голландского художника Исаака де Мушерона и два «Фантазийных городских пейзажа» венецианца Франческо Гварди.
«Между прочим, одну из картин Мушерона повесили в президентский флигель Константиновского дворца — то есть буквально в апартаменты Владимира Путина. А он и не заметил», — удивляется «Коммерсант».
В 2004 году из Германии вернули картину XVII века «Кавалерийская схватка», которая некогда украшала кабинет Павла I в Гатчинском дворце. В 2000 году с невероятной помпой прямо в руки президенту Путину немцы передали два фрагмента Янтарной комнаты — мозаику и комод. Как отмечает издание, «это была самая политизированная акция с того момента, как слово «реституция» вошло в русский лексикон».
За все эти годы Россия решалась на реституцию лишь трижды. Когда в ответ на подаренные фрагменты Янтарной комнаты разрешила Германии вывезти с территории своего московского посольства 101 рисунок из коллекции бременской Кунстхалле. Потом вернули витражи германской церкви Мариенкирхе. И теперь — Шарошпатакскую библиотеку.
Сейчас возвращением похищенного во время войны занимается Росохранкультура. Она работает так эффективно, что это стало даже неэффектно — вещи возвращаются регулярно и почти без помпы. «Что, конечно, неправильно: нельзя допустить, чтобы реституция превратилась в нечто обыденное, слишком уж это хорошее орудие для политиков», — замечает «Коммерсант».
«Вот и решили приурочить возвращение полотна к официальному визиту президента. И чуть-чуть переставить акценты. Получилось в глазах всего забывчивого мира, что Россия зла не помнит, добрую волю демонстрирует, законы соблюдает, готова к чему угодно ради восстановления исторической справедливости — и все это в одностороннем порядке», — делает вывод газета.
Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си
суббота, 04 марта 2006 г., 04:01 GMT 07:01 MCK
*