В 1997 году по инициативе главы Самары Георгия Лиманского была создана система пунктов обращений граждан в органы городской власти

Письма, звонки, заявления жи­телей в муниципалитет — самый точный барометр жизни мегапо­лиса, самая верная оценка эф­фективности работы всех городс­ких служб. Люди начинают доби­ваться решения проблемных воп­росов «сверху» тогда, когда пробуксовывает первичное звено: те­ряются на местах документы, за­тягиваются сроки официальных ответов и т.д. Но есть и еще одна причина, по которой граждане идут в общественную приемную: они верят, что их услышат. Геор­гий Лиманский, придавая огром­ное значение обратной связи с жителями Самары, держит на по­стоянном личном контроле работу общественных приемных, требуя большей оперативности и адрес­ности в принятии мер.

Самара — один из первых го­родов в России, где система об­щественных приемных создана на таком высоком уровне. Единое штатное расписание, единая элек­тронная информационная база, техническое оснащение, помеще­ния, транспорт позволили сделать эту работу настолько эффектив­ной, что опыт Самары был взят на вооружение многими российски­ми городами. В частности, подоб­ные приемные были позже откры­ты в Нижнем Новгороде, Чебокса­рах, Тольятти и т.д.

Сегодня в Самаре работает 10 пунктов по приему обращений граждан. В каждом из девяти рай­онов общественным приемным выделены отдельные помещения, рядом с главным зданием муни­ципалитета расположена прием­ная главы города. Всего за во­семь лет работы принято и рас­смотрено более 360 тысяч устных и письменных заявлений самарцев. В 2005 году зарегистрирова­но 38955 обращений. В системе общественных приемных города работают 68 человек. Кадры на эту работу подбираются с педаго­гическим или психологическим образованием, с опытом работы с людьми. Осознавая социальную значимость своего дела, работни­ки общественных приемных стре­мятся к своевременному и каче­ственному рассмотрению всех об­ращений жителей Самары.

Обратиться в органы управления жители города могут так:

— НАПИСАТЬ письмо и отпра­вить его по почте. Кстати, даже если на конверте написано только «Георгию Лиманскому» или «в ад­министрацию», оно обязательно дойдет по назначению.

— ПРИЙТИ в общественную приемную с устным или письмен­ным заявлением. Нередки случаи, когда одна только беседа с со­трудником приемной помогает по­сетителю либо найти оптималь­ные пути решения его проблемы, либо просто разобраться в конф­ликтной ситуации. Также специа­лист приемной поможет написать заявление, примет и зарегистри­рует его.

— В ЭКСТРЕННЫХ случаях можно обратиться по телефонам контакта. Вас обязательно выслу­шают и примут меры. Более того, вскоре вам позвонят и проконтро­лируют устранение неполадок му­ниципальными службами.

— ОТПРАВИТЬ сообщение по электронной почте на сайт адми­нистрации или главы городского округа.

— НАКОНЕЦ, если у заявителя ограничены возможности передви­жения, к нему могут выехать на дом специалисты сектора выезд­ных приемов.

Обращаются к власти разные люди с разными вопросами. Но в основном это представители со­циально незащищенных слоев на­селения: пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Сами вопросы чаще всего касаются «болевых точек», характерных сегодня для всей страны: жилищно-коммунального хозяйства, социальной поддерж­ки, предоставления социального жилья. Все эти заявления ставят­ся на контроль. Есть обращения, которые работникам отделов при­нимать очень приятно. Это конк­ретные, конструктивные предло­жения самарцев по вопросам бла­гоустройства, повышению эффек­тивности работы муниципального транспорта, улучшению системы образования и здравоохранения, воспитанию подрастающего поко­ления, усилению борьбы с нарко­манией и преступностью. Все они обязательно доводятся до сведе­ния соответствующих структур власти.

Лучший показатель качества работы общественных приемных -благодарственные письма по ре­зультатам обращений. Вот только некоторые, самые последние из них. Жители дома № 49 по улице Каховской выражают Признатель­ность администрации Кировского района за ремонт подъездов, ко­торые с 1985 года «не видели та­кой красоты». Ветераны труда Со­ветского района горячо благода­рят Георгия Лиманского за содей­ствие в организации при район­ном центре «Семья» клуба обще­ния по интересам «Соседушки». Бывший пограничник, инвалид 2 группы, участник Паралимпийских спартакиад Сергей Винокуров вы­разил сердечную благодарность администрации города за подарок — поездку на теплоходе по Волге.

Об оперативности решения отдельных коммунальных проблем говорят поступившие буквально на днях в общественную приемную главы города благодарственные звонки от Нины Пототня и Клав­дии Чистяковой из дома № 57 по ул. Стара-Загора, где в течение одного дня было восстановлено отопление, а также от И. Черных из дома № 64 по ул. Пензенской, где не менее оперативно был уст­ранен порыв трубы холодной воды.

Конечно, не на все вопросы удается ответить положительно, есть проблемы, решение которых лежит в плоскости несовершен­ства или нарушения существую­щего законодательства. В таких случаях работники «службы реа­гирования» терпеливо разъясня­ют заявителям, что ситуация слож­ная, находится не в компетенции городских властей, и пытаются по­мочь в поиске решения.

Деятельность приемной главы города получила положительную оценку в аналитической записке Управления по работе с обраще­ниями граждан администрации Президента России, ее опыт ре­комендован для распространения в других городах страны, взят на вооружение администрацией об­ласти. Рубрика «Письмо главе го­рода», расположенная на интернет-сайте Георгия Лиманского, также послужила примером для других регионов, например, ее аналог появился на страничке мэра Волгограда во Всемирной компьютерной сети. Эффектив­ность работы отделов по работе с обращениями граждан говорит об одном: люди поняли, что власть их слышит и, самое главное, — при­нимает меры! Такой результат был бы невозможен без самоотвер­женной работы отзывчивых, гра­мотных специалистов обществен­ных приемных Самары.

«Самарская неделя» № 8 (10295) от 27.02.2006

*