Служба быстрого реагирования
В 1997 году по инициативе главы Самары Георгия Лиманского была создана система пунктов обращений граждан в органы городской власти
Письма, звонки, заявления жителей в муниципалитет — самый точный барометр жизни мегаполиса, самая верная оценка эффективности работы всех городских служб. Люди начинают добиваться решения проблемных вопросов «сверху» тогда, когда пробуксовывает первичное звено: теряются на местах документы, затягиваются сроки официальных ответов и т.д. Но есть и еще одна причина, по которой граждане идут в общественную приемную: они верят, что их услышат. Георгий Лиманский, придавая огромное значение обратной связи с жителями Самары, держит на постоянном личном контроле работу общественных приемных, требуя большей оперативности и адресности в принятии мер.
Самара — один из первых городов в России, где система общественных приемных создана на таком высоком уровне. Единое штатное расписание, единая электронная информационная база, техническое оснащение, помещения, транспорт позволили сделать эту работу настолько эффективной, что опыт Самары был взят на вооружение многими российскими городами. В частности, подобные приемные были позже открыты в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Тольятти и т.д.
Сегодня в Самаре работает 10 пунктов по приему обращений граждан. В каждом из девяти районов общественным приемным выделены отдельные помещения, рядом с главным зданием муниципалитета расположена приемная главы города. Всего за восемь лет работы принято и рассмотрено более 360 тысяч устных и письменных заявлений самарцев. В 2005 году зарегистрировано 38955 обращений. В системе общественных приемных города работают 68 человек. Кадры на эту работу подбираются с педагогическим или психологическим образованием, с опытом работы с людьми. Осознавая социальную значимость своего дела, работники общественных приемных стремятся к своевременному и качественному рассмотрению всех обращений жителей Самары.
Обратиться в органы управления жители города могут так:
— НАПИСАТЬ письмо и отправить его по почте. Кстати, даже если на конверте написано только «Георгию Лиманскому» или «в администрацию», оно обязательно дойдет по назначению.
— ПРИЙТИ в общественную приемную с устным или письменным заявлением. Нередки случаи, когда одна только беседа с сотрудником приемной помогает посетителю либо найти оптимальные пути решения его проблемы, либо просто разобраться в конфликтной ситуации. Также специалист приемной поможет написать заявление, примет и зарегистрирует его.
— В ЭКСТРЕННЫХ случаях можно обратиться по телефонам контакта. Вас обязательно выслушают и примут меры. Более того, вскоре вам позвонят и проконтролируют устранение неполадок муниципальными службами.
— ОТПРАВИТЬ сообщение по электронной почте на сайт администрации или главы городского округа.
— НАКОНЕЦ, если у заявителя ограничены возможности передвижения, к нему могут выехать на дом специалисты сектора выездных приемов.
Обращаются к власти разные люди с разными вопросами. Но в основном это представители социально незащищенных слоев населения: пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Сами вопросы чаще всего касаются «болевых точек», характерных сегодня для всей страны: жилищно-коммунального хозяйства, социальной поддержки, предоставления социального жилья. Все эти заявления ставятся на контроль. Есть обращения, которые работникам отделов принимать очень приятно. Это конкретные, конструктивные предложения самарцев по вопросам благоустройства, повышению эффективности работы муниципального транспорта, улучшению системы образования и здравоохранения, воспитанию подрастающего поколения, усилению борьбы с наркоманией и преступностью. Все они обязательно доводятся до сведения соответствующих структур власти.
Лучший показатель качества работы общественных приемных -благодарственные письма по результатам обращений. Вот только некоторые, самые последние из них. Жители дома № 49 по улице Каховской выражают Признательность администрации Кировского района за ремонт подъездов, которые с 1985 года «не видели такой красоты». Ветераны труда Советского района горячо благодарят Георгия Лиманского за содействие в организации при районном центре «Семья» клуба общения по интересам «Соседушки». Бывший пограничник, инвалид 2 группы, участник Паралимпийских спартакиад Сергей Винокуров выразил сердечную благодарность администрации города за подарок — поездку на теплоходе по Волге.
Об оперативности решения отдельных коммунальных проблем говорят поступившие буквально на днях в общественную приемную главы города благодарственные звонки от Нины Пототня и Клавдии Чистяковой из дома № 57 по ул. Стара-Загора, где в течение одного дня было восстановлено отопление, а также от И. Черных из дома № 64 по ул. Пензенской, где не менее оперативно был устранен порыв трубы холодной воды.
Конечно, не на все вопросы удается ответить положительно, есть проблемы, решение которых лежит в плоскости несовершенства или нарушения существующего законодательства. В таких случаях работники «службы реагирования» терпеливо разъясняют заявителям, что ситуация сложная, находится не в компетенции городских властей, и пытаются помочь в поиске решения.
Деятельность приемной главы города получила положительную оценку в аналитической записке Управления по работе с обращениями граждан администрации Президента России, ее опыт рекомендован для распространения в других городах страны, взят на вооружение администрацией области. Рубрика «Письмо главе города», расположенная на интернет-сайте Георгия Лиманского, также послужила примером для других регионов, например, ее аналог появился на страничке мэра Волгограда во Всемирной компьютерной сети. Эффективность работы отделов по работе с обращениями граждан говорит об одном: люди поняли, что власть их слышит и, самое главное, — принимает меры! Такой результат был бы невозможен без самоотверженной работы отзывчивых, грамотных специалистов общественных приемных Самары.
«Самарская неделя» № 8 (10295) от 27.02.2006
*