Дорогие амбиции. «АвтоВАЗ» намерен отправлять на экспорт 30% автомобилей
Компания «АвтоВАЗ» собирается экспортировать до 30% выпускаемых автомобилей и увеличить выпуск автомобилей до 1,1–1,2 млн. штук, заявил на международном автосалоне в Женеве президент «АвтоВАЗа» Игорь Есиповский. «Я рассчитываю, что мы выйдем на 30% экспорта. При этом увеличив общий объем производства. Считаю, что мы спокойно можем продавать миллион сто, миллион двести автомобилей в год», – сказал Игорь Есиповский.
Бывшие подчиненные главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова возьмутся за экспорт ВАЗовских машин, как за оружие.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Столь амбициозные планы автогиганта вызывают сомнения у экспертов. В частности, по словам аналитика UFG Александры Мельниковой, сейчас доля экспорта у «АвтоВАЗа» составляет 13%, и за счет каких рынков она будет увеличиваться, не совсем ясно. «В основном российские автомобили покупают в странах третьего мира и СНГ, однако из-за транспортировки цена автомобиля становится довольно высокой. Кроме того, на этих рынках сильна конкуренция со стороны дешевых китайских автомобилей», – говорит она. На достижение результата вряд ли может повлиять успешный запуск завода «АвтоВАЗа» в Египте.
Весьма спорны планы завода по увеличению объема продаж. В 2005 году «АвтоВАЗ» выпустил 721 500 машин. Соответственно, чтобы выйти на уровень 1 200 000 автомобилей, необходимо поднять продажи на 66%, что сделать крайне сложно. В настоящий момент «АвтоВАЗ» действительно испытывает избыточный спрос на автомобили. Однако, по словам Александры Мельниковой, он прежде всего обусловлен покупательным бумом и растущим спросом на все марки автомобилей. «При росте автомобильного рынка доля «АвтоВАЗа» на нем сокращается», – говорит она.
Согласно концепции развития «АвтоВАЗа» будет построен новый завод мощностью 450 тысяч автомобилей в год. Таким образом, количество производимых машин вполне может превысить миллион. Однако производство и продажи – разные вещи. «Основные проблемы автомобилей Lada: низкое качество и высокая стоимость. И в ближайшие годы они не будут решены», – рассказывает «НГ» аналитик ИК «Атон» Татьяна Капустина. «Планы автозавода по разработке новых моделей собственными силами потребуют огромных инвестиций порядка 2 миллиардов долларов. А это, естественно, отразится на себестоимости машин», – говорит она.
В такой ситуации аналитик не исключает, что одним из вариантов могло быть субсидирование стоимости автомобиля, прямое или косвенное. Однако, как «НГ» заявили в Минпромэнерго, такие меры не рассматриваются. Вместе с тем в Минпромэнерго отметили, что увеличение объемов производства будет достигаться «за счет использования средств из инвестфонда и создания новых производств «АвтоВАЗом» в рамках режима промышленной сборки (с льготными пошлинами. – «НГ»)».
А по мнению Татьяны Капустиной, для «АвтоВАЗа» наиболее подходящим был бы вариант турецкого завода Tofas. Сперва он занимался отверточной сборкой для «Фиата», «Пежо», «Ситроена». Потом, заработав денег, стал производить для них автокомпоненты и в конце концов выкупил у «Фиата» платформу для производства автомобилей.
Алексей Крашаков
03.03.2006
***