Группа “Сок” вместо “АвтоВАЗа” решила сделать ставку на Kia. Как стало известно “Ведомостям”, входящий в группу завод “ИжАвто” предложил концерну Kia Motors рассмотреть возможность передачи производства всей своей модельной линейки на “ИжАвто”, отказавшись от импорта машин.

Группа “Сок” основана в 1994 г., главное направление – производство автокомпонентов и автомобилей. Контролируют автозаводы “ИжАвто” (в 2005 г. выпустил 52 800 автомобилей), “РосЛада” (22 100 автомобилей) и целый ряд производителей автокомпонентов. Оборот группы в 2004 г. – $2 млрд. Kia Motors Corp. – второй по величине производитель автомобилей в Южной Корее (1,15 млн автомобилей в 2004 г.), выручка в 2004 г. составила $14,566 млрд, чистая прибыль – $659 млн.

В конце августа 2005 г. “ИжАвто” приступил к лицензионной сборке автомобилей Kia Spectra (стоит от $11 500 до $14 500). В прошлом году было выпущено 3009 этих автомобилей, план на 2006 г. составляет 25 000 шт. Но этого группе “Сок”, контролирующей завод, оказалось мало. “Представители Kia уже заявляли о планах компании к 2008 г. ежегодно продавать в России до 100 000 автомобилей. На Ижевском автозаводе есть мощности и потенциал, чтобы их производить”, — говорит гендиректор “ИжАвто” Михаил Добындо. Поэтому “мы предложили корейской стороне интересный вариант сотрудничества, который предусматривает прекращение импорта в Россию автомобилей Kia корейской сборки и передачу производства всей модельной линейки Kia на “ИжАвто”, рассказал Добындо “Ведомостям”.

По такой схеме в России не работает ни один иностранный концерн, имеющий сборочное производство в России. “Это обычно делается только в таких странах, как Китай или Бразилия, где из-за высоких ввозных пошлин импорт автомобилей практически невозможен”, — отмечает генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов. “У нас такой подход не практикуется”, — признает и PR-менеджер Ford Екатерина Кулиненко.

Но для “Сока” такое сотрудничество с Kia было бы выгодно и технически оно возможно, отмечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Фактически в лице Kia “Сок” пытается найти замену партнерству с “АвтоВАЗом”, считает она. Ведь приход “Рособоронэкспорта” на “АвтоВАЗ” больно ударил по “Соку”. Выходцы из “Сока” потеряли менеджерские позиции на “АвтоВАЗе”, а компания “Соло” (входит в “Сок”) расторгла контракт с “АвтоВАЗом” на продажу комплектующих. В итоге, при том что мощности Ижевского завода рассчитаны на выпуск 220 000 машин в год, выпускать на них нечего. В 2005 г. “ИжАвто” прекратил производство устаревших автомобилей “Ода” и “Фабула”, а с этого года завод перестал делать и вазовские “шестерки”. Сборка “четверки” заводами “Сока” также под вопросом, полагает Сахнова.

В сеульском и московском офисах Kia от комментариев отказались. По данным одного из дистрибуторов Kia — компании Sokia, из 24 704 машин, проданных Kia в России в 2005 г., лишь 12 457 были импортированы. Из них наиболее популярными моделями были Kia Cerato (3642) и Kia Sorento (3084). Остальное пришлось на машины, собранные на “ИжАвто” и калининградском “Автоторе”. Но эксперты не верят в то, что Kia воспользуется предложением группы “Сок”. “Предлагать можно что угодно, другое дело — воспользуется ли этим предложением партнер”, — сомневается представитель “Автотора” Владимир Фошенко. Ведь, несмотря на то что по инициативе Kia на “Автоторе” было свернуто производство старых Kia Sportage и Kia Rio, завод продолжает сотрудничать с Kia (выпускает Magetis, Carnival и несколько грузовиков). “Я бы на месте Kia улыбнулся в ответ на такое предложение”, — соглашается независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук. “Kia вообще напрасно поручает продажу своих автомобилей российским компаниям — она сама должна заниматься дистрибуцией, а не давать на этом зарабатывать тем же “Соку” и “Автотору”, — отмечает он. А Тараканов называет еще одну причину не в пользу “ИжАвто”: Kia никогда не дает на сборку иностранным компаниям новые модели.

Глеб Столяров

Юлия Федоринова

Ведомости

03.03.2006, №37 (1564)

Ведомости

*