Брат по “ВАЗу”. Владимир Артяков доверил продажи тольяттинских автомобилей в Москве брату
Командные высоты на “АвтоВАЗе” занимают только проверенные люди. С понедельника московским представительством автоконцерна руководит младший брат председателя совета директоров завода Владимира Артякова Юрий. Перед бывшим руководителем скромной московской фирмы стоит амбициозная задача — остановить падение доли рынка “АвтоВАЗа” на московском рынке.
“АвтоВАЗ” в 2005 г. выпустил 721 500 машин. Выручка в 2004 г. составила 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. Около 62% акций завода владеют его дочерние предприятия: “Автомобильный всероссийский альянс”, ЦО “АФК” и ЗАО “ИФК”. С 22 декабря завод перешел под контроль государства. Замгендиректора ФГУП “Рособоронэкспорт” Владимир Артяков стал председателем совета директоров “АвтоВАЗа”, а вице-президент госкомпании Игорь Есиповский – гендиректором завода. |
За два месяца представители “Рособоронэкспорта” заняли почти все ключевые посты на “АвтоВАЗе”. В феврале сменился и менеджмент в “дочках” — акционерах “АвтоВАЗа”: вместо Юрия Зекцера гендиректором AVVA стал Виктор Баунов, а в кресло гендиректора ЦО “АФК” вместо Романа Шейнина сел Дмитрий Кайдин.
А в начале этой недели в команде менеджеров “АвтоВАЗа” появился новичок. Как рассказали “Ведомостям” сразу несколько источников, близких к “АвтоВАЗу”, 27 февраля на пост директора московского представительства “АвтоВАЗа” был назначен младший брат председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Владимира Артякова Юрий. Артякову-младшему доверили ответственный участок — торговлю машинами в столице. Ему предстоит восстановить утраченные позиции Lada, управлять сбытовой сетью, имущественным комплексом и сервисным обслуживанием автомобилей, рассказал Артяков-старший “Ведомостям”. Прежде представительство отвечало за прием сотрудников автозавода в Москве, связи с общественностью и с госорганами.
В Москве продается 15-18% машин, выпускаемых “АвтоВАЗом” на внутренний рынок. В 2003 г., по данным завода, в столице было продано 115 000 машин, в 2004 г. — 130 000 шт., а в первой половине 2005 г. — 60 500 шт. Но доля “АвтоВАЗа” на московском рынке падает, отмечает аналитик ОФГ Елена Сахнова: “Москва — город денег, и Lada теснят иномарки”.
Владимир Артяков откровенно признался, что главным критерием при назначении было доверие. Опыта работы ни в автопроме, ни в маркетинге 42-летний Юрий не приобрел. Он окончил Московский политехнический институт по специальности “инженер-механик”, а до своего назначения на “АвтоВАЗ” возглавлял московскую торгово-промышленную компанию “Профит”. Ее отчетность “Ведомостям” обнаружить не удалось, а по данным Регистрационной палаты Московской области, “Профит” сдает внаем собственную нежилую недвижимость.
Родственникам часто доверяют посты в частных компаниях. В том же представительстве “АвтоВАЗа” заместителем директора работал Игорь Ляченков — сын Николая Ляченкова, до 22 декабря входившего в совет директоров автоконцерна. Владелица “Интеко” Елена Батурина лишь недавно уволила из компании брата Виктора, бывшего первого вице-президента. А владелец группы “Ист” Александр Несис несколько лет назад назначил гендиректором золоторудной компании “Полиметалл” (тогда та входила в “Ист”) брата Виталия. В банке “Возрождение” предправления и его замом работают отец и сын Дмитрий и Николай Орловы, а исполнительный директор группы “Черкизово” Дмитрий Панкратов — чуть ли не единственный топ-менеджер группы, не состоящий в родстве с владельцем компании Игорем Бабаевым.
Если московское представительство “АвтоВАЗа” получит статус эксклюзивного дистрибутора, это пойдет заводу на пользу, думает руководитель направления отечественных автомобилей компании “Автомир” Игорь Короливец. Но Сахнова считает, что остановить падение доли рынка завода в Москве — это все равно что сотворить чудо, а в чудеса даже в исполнении семьи Артяковых она не верит.
Глеб Столяров
Юлия Федоринова
Кирилл Харатьян
Ведомости
02.03.2006, №36 (1563)
*