Москва со второго этажа. Столичные власти задумались над обновлением автобусного парка
Московские чиновники вчера неожиданно опровергли устоявшееся мнение о том, что из всех столиц мира им ближе всего Лондон. Обитатели мэрии с Тверской, с нескрываемым интересом наблюдающие за тамошним градоначальником Кеном Ливингстоном, отличающимся не только крепким словом, но и решительными действиями и не побоявшимся, например, ввести плату за въезд частных автомобилей в центр британской столицы, вдруг продемонстрировали, что не одобряют его недавнее решение отказаться от двухэтажных автобусов — легендарных «даблдекеров».
Оказывается, Москва, не имеющая столь богатой истории двухэтажного общественного транспорта, зато имеющая на улицах низко висящие троллейбусные провода и массу невысоких мостов, сегодня всерьез изучает возможности обновления автобусного парка. И как признался вчера глава Комплекса городского хозяйства Петр Аксенов, взгляды чиновников устремлены именно в сторону высоких и вместительных автобусов. «Мы изучаем предложение купить для Москвы двухэтажные автобусы «Неоплан» для использования на маршрутах городского общественного транспорта», — заявил г-н Аксенов.
Несмотря на то что серьезных подсчетов еще не велось, известно, что один автобус Москве точно достанется бесплатно. Правда, не «Неоплан», а все тот же красный «даблдекер» компании Routemaster — его пообещал подарить российской столице г-н Ливингстон во время январского визита на фестиваль «Русская зима» в Лондон Юрия Лужкова. Сам лондонский градоначальник от двухэтажных автобусов был вынужден отказаться в декабре 2005 года под давлением общественной организации «Транспорт для всех», отстаивающей права пассажиров-инвалидов, пожилых британцев и молодых мам с колясками. Для них созданный еще в 60-е годы автобус с кондуктором на подножке не очень удобен. Сегодня «даблдекеры» возят по Лондону в основном туристов от Трафальгарской площади до Тауэрского моста и от Альберт-холла по Стрэнду до Олдича — района музыкальных театров и солидных имперских зданий. На остальных маршрутах, по которым передвигаются лондонцы, работает более современный и комфортабельный транспорт.
То, что в мэрии Москвы, закупающей сегодня преимущественно автобусы Тушинского и Ликинского автозаводов, положили глаз именно на современную продукцию немецкого концерна МАН, также свидетельствует о желании обеспечить пассажирам комфорт. Хотя в первую очередь чиновники оценивают все же внутренний объем этих машин. «Неопланы» короче, чем привычные для москвичей сочлененные «Икарусы», но за счет второго этажа превышают их по вместимости», — утверждает Петр Аксенов.
Не исключено, впрочем, что всерьез потеснить неповоротливые «Икарусы», собираемые в самой столице, маневренными и вместительными «Неопланами» не удастся из-за дороговизны последних. Представитель московского офиса «МАН Автомобили Россия» Николай Мишин заявил вчера ИТАР-ТАСС, что стоимость одной машины составляет «примерно 300 тыс. евро». К тому же потребуются дополнительные затраты на их сертификацию для России, поскольку ранее такие автобусы официально в нашу страну не поставлялись. Тем не менее воодушевленные перспективой столь масштабного заказа представители МАН заверяют, что сделку можно будет подготовить за год — было бы желание мэрии Москвы.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ
Время новостей
N°35
01 марта 2006
***