В принятом вчера постановлении Конституционный суд Российской Федерации сказано, что «формирование резерва универсального обслуживания за счет обязательных отчислений операторов сетей связи общего пользования» не соответствует Конституции РФ. Едва ли это означает, впрочем, что правительству придется корректировать планы по решению поставленной президентом задачи не позднее 2008 года обеспечить все населенные пункты страны телефонами.

Тем более что до 1 января 2007 года существующий порядок финансирования всеобщей телефонизации изменен не будет.

Законодатель следующим образом определил понятие «универсальная услуга связи» в федеральном законе «О связи»: в каждом населенном пункте в пределах пешей досягаемости должен находиться хотя бы один таксофон, а в тех местах, где число жителей составляет 500 человек и более, следует оборудовать пункт общественного доступа к Интернету. В настоящее время 46 тыс. населенных пунктов страны универсальной услугой связи не обеспечены. Попросту говоря, там нет телефонов. Причем преобладающая часть нетелефонизированных населенных пунктов находится в европейской части страны.

Источником средств для телефонизации всей территории России определен т.н. резерв универсальной услуги. Такова общепринятая в мире практика, которая продемонстрировала эффективность в различных странах, от Индии до США. По российскому законодательству операторы связи должны финансировать резерв универсальной услуги за счет отчислений из своего оборота. Порядок, а также размер взимания средств в резерв универсальной услуги и был оспорен в Конституционном суде, который признал чрезмерными полномочия правительства «определять порядок формирования и расхода указанного резерва». Они должны устанавливаться непосредственно законом, а не подзаконными актами правительства, указал Конституционный суд. Если это обстоятельство не будет устранено до 1 января 2007 года, существующий порядок формирования резерва универсальной услуги перестанет действовать.

«По-моему, Конституционный суд решил извиниться за свое определение, принятое 10 декабря 2002 года в рамках рассмотрения аналогичного дела, — говорит генеральный директор юридической компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. — В нем речь шла о т.н. «платежах за грязь», которые компании должны были вносить в качестве компенсации за загрязнение окружающей среды. Как и в случае со связистскими отчислениями, все существенные элементы этого платежа (в том числе и ставка) определялись не в законе, а решением правительства, что в случае налоговых выплат недопустимо. Однако, к изумлению налоговых юристов, Конституционный суд в 2002 году разрешил государству продолжать собирать неустановленный в законе платеж. Надо полагать, что новое решение — это своего рода исправление той ошибки». Андрей Князев (московская коллегия адвокатов «Князев и партнеры») также солидарен с решением Конституционного суда: «Мое мнение полностью совпадает с мнением Конституционного суда. Важно обеспечить всех граждан страны связью, но почему-то мы видим попытку направить усилия не на достижение этой цели как таковой, а на средства решения задачи. Это по меньшей мере спорно. По сути, универсальная услуга связи навязывается и операторам связи, с которых взимают платежи, и потребителю». Инициатор создания резерва универсальной услуги связи, Миниформсвязи, намерено решить возникшую проблему внесением изменений в закон «О связи» «путем дополнения его положениями, определяющими элементы неналогового платежа: процент отчислений, база отчислений, периодичность отчислений». По мнению представителя Мининформсвязи Дмитрия Пархоменко, «изложенная позиция КС РФ позволяет обеспечить бесперебойную работу механизма универсального обслуживания, что является важным для обеспечения прав населения на всей территории РФ на доступ к услугам связи и реализации мероприятий по телефонизации нетелефонизированных населенных пунктов».

Андрей АННЕНКОВ

Время новостей

N°35

01 марта 2006

Время новостей

*