“МК” предупреждает: В сводках происшествий снова замелькали сообщения о мошенниках у метро. Только теперь они несколько переквалифицировались и обирают исключительно стариков. Лучший, а иногда и единственный путь защиты — не попадаться на удочку аферистов. А для этого надо знать, как действует лохотрон. И как в нем распределены роли мошенников.

Фото ИТАР-ТАСС

…В кошмарном сне не могло присниться Марии Витальевне Дроздовой (фамилия изменена. — Авт.), что поход за медом, который она обычно покупает на ВДНХ, обернется так скверно.

    Вообще-то, как и многие пожилые люди, Мария Витальевна не любит маршрут, который лежит через станцию метро.

    — Обычно там много людей, все бегут, кричат, ругаются, так и норовят что-нибудь украсть, — сетует пенсионерка.

    И в тот раз, пересекая “опасную зону”, бабушка сильно сжимала ручки своей ветхой сумки.

    — Когда передо мной вырос молодой, расплывающийся в голливудской улыбке мужчина, с презентом, знаете, таким ярким блокнотом и ручкой, я на всякий случай ускорила шаг, — рассказывает потерпевшая.

    — Возьмите, возьмите, бабушка! Это бесплатно! Подарок от московского банка ! Мы заботимся о пенсионерах и предлагаем вам участвовать в акции! — запел незнакомец.

   

    “ДАРИЛЬЩИК” Парень или девушка до 25 лет. Внешних отличий нет. В его задачи входит поиск людей пенсионного возраста. Обращается с копеечными подарками: бумажными салфетками, блокнотами, одноразовыми пачками кофе. Представляется работником банка, который якобы проводит благотворительную акцию для пенсионеров. Если жертва реагирует, за подробностями ее отправляют к “нижней”.

    — Услышав слово “акция”, я стала категорически отказываться от подарка, — рассказывает, нервно теребя кофточку, пенсионерка. — Но “банковский работник” проявлял настойчивость и ни на шаг от меня не отставал. Я и не заметила, как меня окружили…

    Незаметно для пожилой женщины “дарильщик” подвел ее к розовощекой девице, которая по отработанной схеме “приняла” пенсионерку, как эстафетную палочку. Затараторив о льготах, которые предоставляет правительство Москвы, девица с легким украинским акцентом объяснила бабуле суть акции.

    Чтобы получить приз, надо показать… свои наличные. Якобы выигрыш составляет 50% от содержимого кошелька пенсионера, для ветеранов войны и инвалидов — 60%. Объясняется это тем, что сейчас банки облагаются налогами за сверхприбыль. Поэтому выгоднее раздать деньги в качестве благотворительности и не платить грабительских налогов государству.

   

    “НИЖНЯЯ” Ее возраст не имеет значения. Так же, как и внешность. Главное — хорошо подвешенный язык. Приступает к своим обязанностям, как только пенсионер подходит к ней за дополнительной информацией. Ее обязанности — быстро и красиво убеждать жертв “зарегистрировать” свои сбережения.

    Девица настаивала на том, чтобы Мария Витальевна показала 10 тысяч рублей. Тогда банк за 10 минут сделает пенсионерку сказочно богатой, прибавив к сумме 50 процентов. Лучше, конечно, чтобы сумма была больше. За это столичные власти подарят старушке еще и дисконтную карту, действующую во всех крупных супермаркетах. А если у бабули завалялась валюта, скидки на товары выше!

    — У меня даже голова закружилась — она так быстро и, главное, убедительно говорила о льготах, процентах, скидках… А меня, как назло, залили соседи, лопнули трубы, нужен ремонт. А еще я сразу подумала, что наконец-то смогла бы помочь сыну. Знаете, он же у меня с детства глухой…

    Тем не менее Мария Витальевна призадумалась, поскольку по жизни она не склонна ко всякого роду авантюрам.

    — Я все думала: стоит ли рисковать? Да, у меня были некоторые деньги — долгие годы я откладывала с каждой зарплаты на черный день. Когда я осталась одна после смерти мужа, для меня все эти 11 лет стали борьбой за себя и за любимого сына…

    Пока бабушка терзалась сомнениями, к компании подбежала пожилая женщина и неистово заголосила: “Родненькие мои, не обманули! Дай вам бог счастья!”

   

    “ПЕНСИОНЕР” Это — подставной человек. Его задача — внушить доверие, уверить жертву в том, что акция легальна. “Пенсионером” разыгрывается радость от неожиданной удачи. После сыгранного спектакля жертва, как правило, уже не раздумывает.

    “Тимуровцы” по-быстрому взяли женщину под руки и повели к “такси”. Понятно, что все расходы поездки брал на себя банк.

    “Такси” домчало пенсионерку до дома, а затем до сберкассы. “Мы с вами, Марья Витальевна, еще шампанское будем пить”, — подбадривали бабулю лохотронщики.

    — С таким же задором, так же непринужденно они побожились, что документы оставили в офисе и что директор нас уже ждет на месте. И вообще, совсем скоро я смогу решить все свои проблемы — и сыну помогу, и ремонт сделаю, — качает головой пенсионерка.

    В квартиру Марии Витальевны сопровождающие не пошли.

    — Мне это показалось странным. И как назло, никого из моих соседок, с кем бы я могла посоветоваться, не было дома. Я взяла паспорт, валюту и отправилась с “благодетелями” в сберкассу, — рассказывает пенсионерка.

    Как только у пенсионера появляются на руках деньги, можно считать, что он их больше не увидит. Возможны два варианта развития событий. Первый — старик сам отдаст деньги, наивно веря, что через 10 минут ему принесут обещанную сумму с дисконтной картой. Второй — деньги отнимут силой, если пенсионер в последний момент засомневается и пожелает воочию убедиться, что “акт регистрации” проходит по правилам.

    — Знаете, перед тем, как зайти в сберкассу, чтобы снять деньги, я на газете записала номер машины. Мошенники это видели и занервничали, — вспоминает осторожная бабушка…

    Марию Витальевну привезли на ту же площадь у метро “ВДНХ”, взяли перетянутые резинкой купюры и велели ждать возвращения “кассира”, который ушел “оформлять сделку”.

    Кассира бабушка так и не увидела. Куда-то быстро улизнул “дарильщик”, за ним “нижняя”. Бабуля даже не поняла, как осталась одна, без своих денег и благотворителей…

* * *

    Мария Витальевна хоть женщина и пожилая, но не из тех, кто прощает подлый обман. Она тут же пошла в милицию.

    — Я предложила им соорудить у метро камеры слежения. Так легче будет поймать преступников, — искренне хотела помочь стражам порядка найти наглых мошенников пенсионерка.

    На наивное предложение женщины никакой реакции от милиционеров не последовало. Также без внимания осталась ее просьба “задержать преступников по горячим следам”, адресованная постовому у метро “ВДНХ”.

    Дело в том, что после дачи показаний в отделении милиции пенсионерка решила еще раз побывать на злополучном месте. И каково же было ее удивление, когда мошенник на том же месте искал других жертв.

    — Где мои деньги?!! — кинулась к нему Мария Витальевна.

    “Дарильщик” хладнокровно оттолкнул пожилую женщину в сторону. Это с ним она должна была пить шампанское…

    — Если бы опер сразу отправился на место преступления, то шайка была бы схвачена с поличным, — жалеет о бездействии милиционера Мария Витальевна. — А газетку-то с номером мошенники у меня тоже отобрали. Взяли записать номер телефона конторы, в которой якобы чинят технику и электроприборы для пенсионеров по сниженным ценам, и не вернули.

    Но они не знали, что прозорливая бабушка еще в сберкассе попросила девушку переписать номер машины. На всякий случай.

    — Правда, о машине с номером В 957 ОР 90 в милиции ничего толком мне не сказали, — сетует бабушка.

    Пострадавшая и по сей день ищет правды вместе с подругой по несчастью — Надеждой Павловной. Ее подруга старость коротает тем, что целыми днями при любой погоде продает газеты. Ее сын ни за что не должен узнать, что она отдала мошенникам последние деньги в надежде собрать нужную сумму на лечение больного гемофилией внука…

   

    СПРАВКА «МК»

    Как сообщили в пресс-службе УВД Северо-Восточного округа, в прошлом году только сюда обратились 43 человека. 16 мошенников были пойманы, раскрыты 3 группировки, орудовавшие у метро “ВДНХ”, “Отрадное”, “Дмитровская”, “Медведково”, “Владыкино”, на площади Рижского вокзала. В организованном преступном сообществе задействованы приезжие украинцы, в основном из Луганской области. Могут состоять в родственных связях — к примеру, мать, сын и дочь. Однако чаще приезжие находят своих земляков в столице.

* * *

    По нашим данным, мошенников не раз видели на Курском вокзале, у станции метро “Бауманская” и в других местах. Мы проверили — действительно работают.

    К станции метро “Бауманская” я подъехала примерно в 13 часов. На площади перед станцией царили мир и порядок — в толпе прогуливался скучающий наряд милиции.

    Однако картина кардинально изменилась спустя лишь полчаса. Наряд уехал, а из всех щелей выползли те, кого я надеялась увидеть.

    Всего человек 12. Разбиты на группы. Вот “дарильщики”, всучивающие блокноты старикам. Вид у “работников банка” неважный — все худые, бледные, неряшливо одетые. И почему пенсионеры верят, что эти несчастные хотят кому-то помочь?..

    У заборчика кучкуются “нижние” — этакие матроны в натуральных шубах до пят. Соболиные меха делают дам еще пышнее и солиднее. Круглолицые, веселые, задорные — именно такие и должны внушать лохам ощущение близкого счастья.

    Отважившись на эксперимент, я подошла к “дарильщику” — мужчине лет 35.

    — Что это вы тут раздаете? — попыталась я завязать разговор.

    — Ничего, вас это не касается…

    — Никаких жалоб к нам не поступало, — огорошили меня в милиции. — И вообще, мы о таких случаях мошенничества не слышали!

    Неудивительно. За все время, что я провела у метро “Бауманская”, “тимуровцам” никто не помешал обворовывать стариков.

    Чудовищно, что здоровые молодые люди, которые приезжают “на заработки”, делают деньги на крошечных сбережениях пенсионеров. Обидно, что тот, кто может уберечь пожилых людей от грабежа, по каким-то причинам не спешит этого делать. А ведь нужно всего лишь взяться за этот “хохлотрон” по-настоящему. Неделя хорошей честной работы — и ноги их в нашем городе не будет.

    Только кому-то нужно записать в милицейском плане неотложных мероприятий под номером один: “Защитить стариков от аферистов”.

   

Московский Комсомолец

от 26.02.2006

Дарья ФЕДОТОВА

Московский Комсомолец

***