Рядовая премьера или историческое событие? Кама Гинкас назвал постановку «Нелепая поэмка» самым некоммерческим проектом в мире. Это самые резкие, искренние, хулиганские и нежные страницы Достоевского о нас, считает режиссёр.

Зал стремительно заполняется. Среди зрителей — режиссер Кама Гинкас. Помогает найти места тем, кто пришел с контрамарками, настаивает, что в «русском театре, как в церкви, головные уборы снимают при входе», и просит не стоять.

«Стоящих людей не должно быть, потому что будет трудный и длинный спектакль, говорит Кама Гинкас.

«Нелепая поэмка» — это, якобы, сочиненная Иваном Карамазовым история. Никто никогда в России до Гинкаса ее не ставил. Режиссер уверен, что в уста героя Достоевский вложил свои вопросы: «Мы богоподобные существа или — плоть?!»

Спасибо, не надо мне высшей гармонии, говорит Иван и произносит те самые слова про слезу ребенка, которой не стоят никакие благие намерения.

Претензии Инквизитора к Господу — это претензии самого Достоевского, считает режиссер. Писатель прячет их то в Раскольникова, то в Свидригайлова, то, как сейчас, в Карамазова, выдумавшего «поэмку» про Испанию 17 века, где вовсю пылают костры инквизиции.

» Надо много читать, тогда что-то откроется тебе. То, что лежит на поверхности, а ты не видишь. А это оказывается очень важно и существенно», — говорит Игорь Ясулович, актер, народный артист РФ.

«Поэмка» — далеко не первая работа Камы Гинкаса по Достоевскому. Лет пятнадцать назад он поставил спектакль «К.И.» по «Преступлению и наказанию». Инсценировку сделал сын. После «К.И.» сын перестал писать и посвятил себя Богу. Жизнь — это испытание, уверен режиссер. И выбор. Кому — свободы. А кому — только хлеба и зрелищ.

» Я не могу обвинить Бога в Великой Отечественной войне, в Революции или в геноциде евреев. Я считаю, что это делаем мы. И об этом спектакль», — отвечает Кама Гинкас.

Гуля Балтаева

24.02.2006 21:33

Вести.Ru

*