Чай — напиток, который появляется на столе большинства россиян несколько раз в день. Рынок чая отличается большим разнообразием марок и сортов, в котором неискушенному потребителю сложно разобраться. При этом производители стараются постоянно расширять ассортимент предлагаемой продукции в целях усиления своих позиций на уже и так достаточно насыщенном рынке.

С марта-апреля по июль-август 2005 г. компанией MEMRB Retail Tracking Services проводилось исследование российского рынка чая в 23 городах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, 15 городах европейской части страны: Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Мурманске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Сочи, Ставрополе, Уфе, Челябинске — и 6 городах Сибири и Дальнего Востока: Владивостоке, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске и Хабаровске. За полгода в этих городах произошел незначительный рост объемов реализации чая — общее увеличение продаж в натуральном выражении составило 0,8%.

Данные исследований, проведенных компанией MEMRB, свидетельствуют о нестабильной динамике роста продаж в категории чая. Так, в мае-июне 2005 г., по сравнению с мартом-апрелем, объем продаж вырос на 1,6%, а затем в июле-августе произошло его сокращение на 0,9%. Сокращение продаж чая в июле-августе имеет сезонный характер и связано с увеличением потребления соков и прохладительных напитков, популярность которых обычно увеличивается в летние месяцы.

Следует отметить, что сезонные колебания коснулись в основном сегмента черного чая, что и сказалось на общей динамике развития чайной категории в июле-августе 2005 г.

В то же время продажи менее подверженных сезонным колебаниям зеленого, ароматизированного и травяного чаев демонстрировали стабильную тенденцию к росту, благодаря чему общий объем продаж чая на российском рынке в рамках рассматриваемого полугодия демонстрировал положительный прирост.

Динамика объемов продаж чая без кофеина, а также белого чая в связи с незначительным присутствием данных категорий вряд ли говорит о сформировавшихся тенденциях и не оказывает воздействия на общую ситуацию на рынке. Безусловно, наличие предложения этих видов чая свидетельствует об определенном интересе к ним со стороны потребителей. При этом резкое падение объемов продаж, как в случае с белым чаем, который отличается еще и достаточно высокой ценой, говорит о нестабильности поставок и неясных перспективах дальнейшего развития этой продукции.

Резкий прирост продаж чая без кофеина указывает на наличие интереса к данному продукту со стороны потребителей. Но в связи с незначительной рыночной долей этого сегмента в абсолютном измерении такой рост может восприниматься только как намечающаяся тенденция. Кроме того, в рамках исследуемого периода наблюдалось как сокращение, так и рост поставок чая без кофеина.

Таким образом, сейчас пока сложно сказать, какое место данная категория займет на отечественном рынке. Однако, принимая во внимание то, что кофе без кофеина, несмотря на давнее присутствие на прилавках магазинов, по-прежнему занимает достаточно скромное место на кофейном рынке, можно предположить, что и чай без кофеина ждет подобная или даже менее завидная участь.

В то же время среди российских потребителей, безусловно, растет интерес к продукции, полезной для здоровья, — об этом свидетельствует рост объемов продаж зеленого чая, опережающий темпы развития категории черного чая, а также резкое увеличение поставок травяных чаев.

По данным аудита розничной торговли за март-август 2005 г., наиболее значительный рост продаж чая — соответственно на 2,7 и 2,9% — наблюдался в Санкт-Петербурге и 15 крупных городах европейской части России. В то же время в Москве и 6 городах Сибири и Дальнего Востока в эти периоды была отмечена отрицательная динамика — соответственно -2,3 и -0,7%.

По абсолютным объемам продаж лидируют крупнейшие города европейской части РФ. Наряду с петербургским рынком чая, который традиционно является одним из наиболее динамично развивающихся, рынки этих городов демонстрируют наибольший потенциал для дальнейшего развития, особенно в области расширения продаж ароматизированного, зеленого и травяного чаев. Самые высокие темпы роста последних трех сегментов — соответственно 25, 15 и 13% — наблюдались в 15 городах европейской части России.

На московском рынке абсолютный объем продаж чая по-прежнему остается на достаточно высоком уровне, при этом он почти в 2,5 раза превышает абсолютный объем продаж на рынке Санкт-Петербурга, в 1,5 раза уступая суммарному объему продаж в крупнейших городах европейской части России.

Устойчивая положительная динамика продаж на московском рынке сохранилась только в сегменте травяного чая — в течение рассматриваемого периода продажи этого вида чая выросли на 34%. Еще более значительный рост продаж травяного чая — 37% — наблюдался на сибирском рынке. Также в Сибири заметно увеличились продажи в сегменте зеленого чая — рост составил 23%.

На российском чайном рынке безусловным лидером по абсолютному объему продаж по-прежнему остается традиционный черный чай, который является наиболее привычным продуктом для отечественного потребителя. В июле-августе 2005 г. сегмент черного чая занимал 86% рынка.

При этом следует отметить, что достаточно стабильную, хотя пока и сравнительно небольшую, нишу на рынке заняли зеленый и ароматизированный чаи — на их долю пришлось соответственно 8 и 5% объема продаж в 23 городах РФ, охваченных исследованиями компании MEMRB. Еще более скромное место на рынке принадлежит травяному чаю, доля которого в общем объеме продаж составила 1%.

Несмотря на то, что в рассматриваемый период динамика продаж зеленого, ароматизированного и травяного чая значительно опережала динамику продаж в сегменте черного чая, заметного перераспределения долей на рынке не наблюдалось. Это объясняется пока еще незначительным объемом продаж зеленого, ароматизированного и травяного чая в абсолютном измерении.

При всем разнообразии марок и сортов предлагаемой продукции российский рынок чая является достаточно консолидированным — 80% объема продаж приходится на долю 7 производителей.

Распределение продаж чая происходит по трем основным каналам. Традиционный канал включает в себя продуктовые магазины, крупные магазины с торговлей через прилавок — гастрономы и универсамы, отличающиеся от продуктовых магазинов большими размерами торговых площадей, — а также специализированные продовольственные магазины.

Кроме того, к основным каналам реализации чая относятся магазины самообслуживания — супермаркеты/минимаркеты — и открытые розничные рынки — торговые точки на зарегистрированных рынках, имеющих огороженную территорию, официальное название и администрацию. В июле-августе 2005 г. на долю основных торговых каналов приходилось более 80% продаж чая.

Следует отметить, что наибольшая доля продаж чая приходится на традиционный канал — в июле-августе 2005 г. она составляла 34,8%.

На открытые рынки приходилось 25,4% продаж, причем за последние полгода доля этого формата торговли увеличилась на 0,6%. При этом произошло незначительное снижение долей традиционного канала и магазинов самообслуживания — на 0,2 и 0,5% соответственно.

Далеко не последнее место в распределении объемов продаж чая принадлежит магазинам самообслуживания — в июле-августе 2005 г. через них происходила реализация 22% всей чайной продукции. Такие форматы торговли, как павильоны и киоски, в течение исследуемого периода демонстрировали стабильную тенденцию к увеличению объемов продаж.

Так, например, с марта по август 2005 г. доля павильонов и киосков выросла соответственно на 0,6 и 0,4%.

В настоящее время на российском рынке чая сложилась неоднозначная ситуация. В целом, в течение исследуемого периода на рынке наблюдался положительный прирост. В то же время в категории черного чая, на которую приходится значительная часть продаж, отмечалось сезонное падение объемов реализации.

Для производителей и поставщиков значительный интерес должно представлять расширение перечня предлагаемой продукции — включение в ассортимент зеленого, ароматизированного и травяного чаев, которые с марта по август 2005 г. развивались наиболее динамично. Основные поставки чая на российский рынок сконцентрированы в руках небольшого числа крупных отечественных и западных производителей.

Агентство АгроФакт

23/02/2006

Данный обзор подготовлен исследовательской компанией MEMRB Retail Tracking Services и предоставлен агентством RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET.

Иллюстрация: для статьи ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ ЧАЙ с сайта www.devichnik.ru/

"Крестьянские ведомости"

***