В ловушке мобильной связи

Продажа мелодий, картинок и игрушек для сотовых телефонов стала новой яркой при­метой поголовного мобильного бума. И все бы ничего, если бы в этот ряд не затесалось порно.

Дадим порно детям?

«Дорогой, давай посмотрим этих красавцев садо-мазо!» — «Фу, милая, как тебе не противно!» Можете представить такую сцену? Или нет, лучше: «Пап, можно, я порнографию посмотрю, ну, я детскую!».

Конечно, «сценариев» в жизни больше. За ней никакому вымыслу не угнаться. И если раньше порнофильмы показывали только в специальных кинотеатрах, то сегодня порно в буквальном смысле – рядом с нами. Телевидение, Интернет, газеты и журналы уже давно сделали порнографию настолько доступной, что не смотрит ее только тот, кто озабочен последним уровнем игры «Нечеловеческие уроды-4».

Споры вокруг порнографии не утихают с тех пор, как она пришла к нам в мир. Для одних – это эстетическое удовольствие плюс приятные фантазии, для других …Впрочем, сейчас речь не об этом, а о том, что делать, если «выбирает порно» не тот, « кому за тридцать», а тот, «кому нет восемнадцати»? Выключить телевизор и компьютер, порвать газеты и журналы, отключить «мобильник… Стоп. А при чем здесь мобильный телефон?!

How do you do? или как ты делаешь это?

Связь от мелодий и игрушек, до порно и скамьи подсудимых оказалась короткой. В Самарской области впервые возбуждено уголовное дело о распространении порнографических видеороликов для сотовых телефонов. Как сообщили ИТАР-ТАСС в ГУВД, в Железнодорожный райотдел милиции Самары обратилась женщина с жалобой на то, что обнаружила на телефоне своего несовершеннолетнего сына порнографию. Проведенная экспертиза подтвердила, что видеоролик действительно порнографического содержания. В ходе проверки оперативники выяснили, в каком именно салоне связи был приобретен этот видеоролик, после чего провели так называемую контрольную закупку — под видом потенциального клиента сотрудник милиции попросил администратора установить этот видеоролик на свой телефон.

В итоге по данному факту возбудили уголовное дело по статье «Распространение порнографических материалов» УК РФ, а с администратора салона взяли подписку о невыезде.

Услуга закачивания на сотовые телефоны картинок и видеороликов эротического содержания в последнее время предлагается во многих салонах сотовой связи, вот только границы между эротикой и порнографией оказываются слишком условными.

Порно и задорно

Между тем, эксперты констатируют, что порнография по мобильному телефону стала бизнесом, который быстро набирает обороты. По мнению экспертов, к 2009 году доходы от нее во всем мире составят 2 млрд долларов. В Европе пользователи сотовой связи уже тратят десятки миллионов долларов в год на «контент для взрослых». В числе распространителей порнографии оказалась даже такая компания как гигант мобильной связи Vodafone Group Pic.

Тем не менее, ведущие американские операторы пока не торопятся следовать этому примеру, опасаясь негативной реакции со стороны консерваторов и правых христиан на предоставление американским пользователям доступа к порнографическим изображениям. В прошлом году продажи эротики и порнографии по мобильным телефонам в Соединенных Штатах оставались в пределах 30 млн долларов.

Это сегодня, а завтра — помимо устранения излишних бюрократических препон, регулирующих этот рынок, одним из ключевых факторов для будущего роста станет то обстоятельство, что деньги с пользователей телефонов за «контент для взрослых» будут брать сами операторы сотовой связи.

Компания Jupiter Research, занимающаяся исследованиями в телекоммуникационной сфере, сообщает, что продажи подобных услуг через мобильные телефоны в период между 2004 и 2009 годами утроятся и достигнут цифры в 2,1 млрд долларов.

Кто заказывает музыку – тот и платит

«Меня порно не касается! Я качаю музыку!»- воскликнет негодующий читатель. И правильно. И хорошо. Вот только после закачки популярных мелодий с так называемых коротких номеров сотовые компании нередко списывают со счетов своих клиентов фантастические суммы. Жертвами недобро­совестных контент-провайдеров стали уже сотни самарцев.

Погоня за мобильной модой — дело разорительное. Не случайно продажа игрушек, картинок и мелодий для сотовых телефонов уже преврати­лась в сверхдоходный бизнес. А у него, как и любого другого, есть своя неприглядная теневая сторона. «Хочешь узнать секрет таинственного исчезновения сумасшедшей лягушки?», «Уникальный шанс — пять мелодий по цене одной!» Для подростка модный репертуар в памяти сотового — лишний способ продемонстрировать свое лидерство, а за него не жалко отдать любые деньги. Только не все подозревают, что указанная в рекламном ролике стоимость услуги совсем не та, что придется заплатить. Вот лишь пара примеров.

После просмотра телерекламы сын скачал три мелодии, и сотовая компания выставила счет на 110 долларов. В ролике говорилось, что мелодия стоит 20 центов без НДС, а оказалось, 20 центов взимаются за каждое нажатие кнопки!

В другом случае любимые дети разорили родного папашу аж на 452 доллара — набрали короткий номер *224# и скачали 30 мобильных хитов, после чего владельца мобильника едва не хватил сердечный приступ. Получилось, что каждая закачанная мелодия стоит 420 рублей! Да на такие деньги отец мог купить своим ребятишкам новые мобильники.

А жертвы кто?

Жертвами мобильных обманщиков чаще все­го становятся юные зрители развлекательных ка­налов — именно в их телевизионном эфире целы­ми блоками размещаются крикливые ролики с заманчивыми музыкальными предложениями. Ро­лик в телеэфире — не долгожитель, за несколько секунд ребенок только и успевает клюнуть на приманку — услышать любимую мелодию и разгля­деть вожделенный короткий номер. Причем в некоторых телевизионных роликах либо отсутствует часть существенной информации о стоимости услуги, либо эта информация указывается мелким нечитаемым шрифтом.

На какую сум­му раскошелится владелец мобильника, зависит только от честности контент-провайдера.

Если деньги со счета бесследно исчезли, первое, что приходит на ум, — в поисках правды обратиться к своей сотовой компании. Но, скорее всего, это будет звонок не по адресу: отношения сотовых операторов и провайдеров — чисто договорные. Правда, заботясь об имидже компании, некоторые операторы предпочитают расторгать договоры с нечистоплотными продавцами мелодий и картинок и даже возвращают деньги своему клиенту, если на самом деле он никаких картинок не получил. Но большинство операторов предпочитают оставаться в стороне от конфликта.

Как объяснил специ­алист отдела маркетинга одной из самарских сотовых компаний, оператор связи только предоставляет каналы доступа для покупателей. Ведь чтобы продать любую услугу, любой товар — ту же зубную щетку, зубную пасту — нужна торговая площадка. И в нашем случае сотовый оператор как магазин — он дает контент-провайдеру торговое место, а роль провайдера — продать услугу. Сотовый оператор предоставляет свое работоспособное оборудование, обеспечивает доступно контент-провайдера и за это берет свою часть денег из стоимости услуги. Когда абонент заказывает услугу, оператор списывает деньги со счета. Предполагается, что, заказывая услугу, абонент соглашается с ее стоимостью.

Увы, провайдеров очень много, и самое сложное — найти виновника, поскольку в рекламе кроме короткого но­мера телефона, состоящего из четырех цифр, ни­какой информации нет. Поэтому возбудить дело ни в отношении телеканала, ни в отношении оператора сотовой связи практически невозможно. Да, по закону потребитель, права которого нарушены в результате нечистоплотной рекламы, вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков. Но чтобы доказать факт обмана, надо потратить уйму времени и все тех же денежных знаков — главным образом на переезды в поисках виртуального мошенника. Расчет циничных инженеров мобильных ловушек точен: даже из-за нескольких сотен долларов включаться в долгие судебные разбирательства решатся только единицы.

Как не стать жертвой мобильного обмана?

— Не зачисляйте на счет ребенка крупные суммы. Лучше вносить деньги мелкими порциями — так можно вовремя заметить финансовые потери.

— Если после просмотра рекламы мобильных заставок появились сомнения, лучше позвонить в справочную службу своего оператора и расспросить: что за короткий номер, кто предоставляет эту услугу и на каких условиях.

— Полезно узнать топ-десятку российских контент-провайдеров. Как правило, честные провайдеры выпускают качественную полиграфию и в ней указывают все условия заказа мелодии или услуги.

Ольга Петропавловская

Иллюстрация с сайта АРТ-КАТАЛОГ

*