«Он не боится заниматься вызовами, оставленными множеством изобретателей до него», — так охарактеризовал этого человека директор программы Lemelson-MIT Мертон Флемингс (Merton Flemings). Проблема, которой занялся наш герой, и впрямь имеет длинную историю – это летающий автомобиль.

Миниатюрный аппарат со складными крыльями от выпускников MIT: очередная попытка создать коммерчески жизнеспособную помесь автомобиля и самолёта (иллюстрация Terrafugia Inc.).
15 февраля 2006 года выпускник отделения аэронавтики и астронавтики Массачусетского технологического института (MIT Department of Aeronautics and Astronautics) Карл Дитрих (Carl Dietrich) получил $30-тысячный приз Lemelson-MIT Student Prize, регулярно вручаемый студентам или выпускникам MIT за яркие инновации.

Награду Дитрих получил, как сказано в пресс-релизе института, «за портфель изобретений, включающих новое персональное воздушное транспортное средство; настольный реактор синтеза и ракетный двигатель низкой стоимости».

Летающий аппарат заслуживает особого внимания, ибо для реализации этого проекта Карл основал компанию Terrafugia, базируемую тут же, в Кембридже. В её штат вошли ещё несколько выпускников отделения аэронавтики MIT.

Они спроектировали летающий автомобиль (или ездящий по дорогам самолёт) Transition («Переход»). По замыслу его создателей, Transition способен двигаться по асфальту на обычных для автотрасс скоростях, а в воздухе разгоняться до скоростей, свойственных спортивным самолётам. При этом Transition должен легко помещаться в стандартном гараже.

Карл Дитрих говорит, что приз Lemelson-MIT существенно ускорит воплощение его замысла в металле (иллюстрация с сайта web.mit.edu).

Аппарат рассчитан на полёты на расстояния 150-800 километров и призван придать лёгкость и большую свободу передвижения людей между городами.

Концептуально Transition очень похож на Skyblazer, TailFan и великое множество их предшественников.

Transition имеет автоматически складывающиеся крылья и воздушный винт, приводимый в действие 100-сильным авиационным мотором. Машина пригодна для использования в роли обычного автомобиля. При этом специальным сцеплением двигатель отсоединяется от воздушного винта и подключается к ведущим колёсам. Наконец, аппарат этот требует мало места для взлёта.

Правда, взлетать (садиться) с (на) шоссе его создатели не рекомендуют. Из-за соображений безопасности. Будущим владельцам Transition предложено пользоваться более, чем пятью тысячами маленьких аэродромов, разбросанных по всем штатам.

Основные параметры Transition таковы. Собственный вес 599 килограммов. Полезная нагрузка 195 килограммов – два человека и небольшой багаж. Крейсерская скорость 193 километра в час, максимальная – 217. Размах крыльев — 8,25 метра. Ширина машины со сложенными крыльями — 2 метра. Длина разбега 456 метров.

Объём бака этого аппарата составляет 76 литров. Расход топлива в полёте, по расчётам авторов проекта, должен составить 15 литров в час или в привычных для автомобилистов единицах — 7,84 литра на 100 километров.

Те же 8 литров обещаны в качестве расхода бензина в городском цикле, когда аппарат будет выступать в качестве обычного автомобиля. А при движении его по шоссе аппетит будет скромнее: 5,88 литра на сотню.

Крылья Transition убираются одним нажатием кнопки (иллюстрация Terrafugia Inc.).

Компания также сообщает, что на невысокой скорости Transition способен пролететь 1,2 тысячи километров на одном баке бензина (это, к слову, может быть как обычный автомобильный бензин, так и авиационный).

В плане пассивной безопасности на дороге машина должна не уступать обычным автомобилям: предусмотрен мощный каркас салона и подушки безопасности.

Компания Terrafugia прекрасно знает, что летающие автомобили обычно являются плохими самолётами и плохими автомобилями. И это одна из причин, по которой такие гибридные машины не нашли широкого применения.

Однако, как сообщает Terrafugia, до сих пор реальная потребность в таких аппаратах не была достаточно острой, чтобы оправдать издержки компромиссных технических решений.

Почему же Дитрих сотоварищи верят, что именно им улыбнётся удача?

Во-первых, они полагают, что именно теперь пришло время для подобных машин.

Недавние изменения в американском законодательстве сделали ещё более доступным и простым получение лицензии пилота лёгкого спортивного самолёта (а она потребуется владельцу Transition). В частности, снижены требования к налёту часов с инструктором. Кстати, обучение пилотированию новаторы из Кембриджа включают в цену своей машины.

С другой стороны, новые процедуры безопасности в аэропортах увеличили общее время, затрачиваемое человеком на путешествие по воздуху. Личные самолёты тут выглядят предпочтительнее, но такие ещё нужно где-то хранить. А с летающим авто данной проблемы не возникнет.

Длина Transition составляет 5,71 метра (иллюстрация Terrafugia Inc.).

Во-вторых, в Terrafugia отмечают, что они соединили в проекте не только технически продуманные решения и самые современные методы проектирования, но и тщательно выверенную «экономику», добавляя, что цена на их автомобиль-самолёт, после начала серийного выпуска, будет никак не выше $148 тысяч.

Наконец, парадоксальным образом компания говорит, что недостатки нового транспортного средства должны широко рекламироваться наряду с очевидными выгодами. «Наши клиенты будут знать, что ожидать от Transition. Мы не хотим, чтобы они были удивлены любым отрицательным аспектом аппарата».

Компания собирается представить полномасштабный макет машины на ежегодном шоу ассоциации экспериментальных летающих аппаратов EAA AirVenture, которое пройдёт с 24 по 30 июля 2006 года в Ошкоше, штат Висконсин.

Дебют же реального Transition намечен на 2008-2010 годы, и примерно тогда же должны начаться поставки машины покупателям.

Название компании Дитриха — Terrafugia – образовано от латинского «побег с земли». Удастся ли ей избежать провалов прошлых сходных проектов – покажет время.

MEMBRANA

21 февраля 2006

Источник: MEMBRANA

MEMBRANA

***