2% “АвтоВАЗа” не доехали до государства. Перед уходом Каданникова их продали частным инвесторам
Государству досталось меньше акций “АвтоВАЗа”, чем контролировал завод при Владимире Каданникове. Незадолго до своей отставки он утвердил продажу 2% акций “АвтоВАЗа” портфельным инвесторам. Впрочем, чиновников это не волнует: вчера Минпромэнерго направило в правительство концепцию развития автопрома, предусматривающую финансирование отрасли из инвестфонда. Это повысит капитализацию концерна, считают эксперты.
В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин. Выручка по МСФО в 2004 г. – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 22 декабря в совет директоров вошли менеджеры ФГУП “Рособоронэкспорт”, Внешторгбанка и руководитель Роспрома Борис Алешин. До недавних пор 64% акций контролировали “дочки” завода: AVVA (38%), ЗАО “Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации” (ЦО “АФК”, 24%) и ЗАО “ИФК” (2%). При этом в AVVA “АвтоВАЗу” принадлежит 86% акций, а AVVA вместе с “АвтоВАЗом” владеют 60% акций ЦО “АФК”. Еще 26% акций этой компании владеет компания “Фитом”, принадлежащая прежним менеджерам “АвтоВАЗа”. |
Продать небольшой пакет акций “АвтоВАЗа” портфельным инвесторам менеджмент завода решил еще в 2003 г. Так команда Владимира Каданникова рассчитывала повысить ликвидность ценных бумаг завода и его капитализацию. Они собирались продать около 5% акций “АвтоВАЗа” крупному инвестфонду (переговоры велись с Templeton), а затем провести частное размещение еще 7-8% акций. Договориться с Templeton не удалось, и менеджмент решил ограничиться частным размещением. “АвтоВАЗ” пытался провести его сначала в 2004 г., потом весной 2005 г., но из-за неблагоприятной ситуации на рынке сделка каждый раз переносилась.
Однако перед самой отставкой Каданникову удалось частично реализовать задуманное. Как следует из отчета “АвтоВАЗа” за IV квартал 2005 г., одна из “дочек” “АвтоВАЗа” — AVVA сократила свою долю в капитале завода с 38,2% до 35,9% голосующих акций. Как пояснили “Ведомостям” сразу три источника, близких к автозаводу, 2,3%-ная “недостача” вызвана тем, что в начале прошлой осени этот пакет был продан портфельным инвесторам. “Сделка была закрыта еще до того, как Каданников решил уйти в отставку. Проводилась она на внебиржевом рынке, так что на котировках бумаг в РТС и ММВБ это не отразилось”, — отмечает один из собеседников. Бумаги были проданы нескольким иностранным инвестфондам, говорят собеседники “Ведомостей”, но их название и сумму сделки не раскрывают. Перед отставкой Каданникова котировки акций “АвтоВАЗа” были стабильны — $26-27. Значит, весь пакет мог стоить около $15 млн.
Пресс-секретарь нового гендиректора “АвтоВАЗа” Игоря Есиповского Владимир Якушенко затруднился прокомментировать эту сделку. “Вряд ли для «Рособоронэкспорта» она стала сюрпризом. Да и принципиальной разницы в том, контролирует государство 64% или 62% акций, нет”, — замечает аналитик ОФГ Елена Сахнова.
Бумаги “АвтоВАЗа” с тех пор и так выросли в цене, но уже не из-за продажи на рынок дополнительных 2% акций, а из-за прихода на завод новой команды из “Рособоронэкспорта”, — отмечает Кирилл Чуйко из “Уралсиба”. С сентября они подорожали на 168% на ММБВ и на 74% в РТС и сейчас стоят примерно $65.
Не бьют тревогу и чиновники. Вчера Минпромэнерго направило в правительство доклад о мерах по развитию легкового автомобилестроения. В нем есть строка о необходимости финансирования некоторых проектов в автопроме из средств инвестфонда, рассказал “Ведомостям” чиновник правительства. В первую очередь речь идет о проектах “АвтоВАЗа”. Они же могут быть профинансированы через федеральную целевую программу и в виде госгарантий по кредитам, подтверждает еще один источник, знакомый с содержанием доклада. Правда, Минэкономразвития пока не согласовало документ, подготовленный ведомством Христенко. “[Министр экономического развития] Герман Греф не до конца согласен с тем, насколько бюджет должен финансировать “АвтоВАЗ”, — поясняет один из собеседников.
Юлия Федоринова
Ведомости
22.02.2006, №31 (1558)
*