«Сибирь» пришла с привлекательными тарифами. Хотя конкуренты считают их высокими
Авиакомпания «Сибирь» объявила о начале регулярных пассажирских авиаперевозок из самарского аэропорта «Курумоч» в московский аэропорт «Домодедово» с 20 февраля. «Сибирь» станет четвертым перевозчиком, работающим на направлении Самара-Москва, и делает ставку на транзитный поток, рассчитывая занять около 10% местного рынка. Участники рынка считают, что приход компании приведет к обострению конкуренции между авиаперевозчиками.
Авиакомпания «Сибирь» объявила об открытии своего представительства в Самаре. Первоначально планировалось, что авиаперевозчик будет выполнять регулярные ежедневные рейсы Самара — Москва — Самара на самолете Boeing 737-500 с 20 февраля, но вчера в компании „Ъ“ заявили, что компания начнет перевозки на Ту-154, поскольку пока не получена лицензия на перелеты Boeing на этом направлении. Отметим, что «Сибирь» станет четвертой компаний, работающей на данном направлении. Кроме нее, из «Курумоча» в Москву пассажирские перевозки ежедневно осуществляют 11 рейсовых самолетов— «Самара» (около 50% рынка), «Аэрофлот» и UTair(по 25%). При этом в географию приземления уже включены все крупнейшие московские аэропорты – «Шереметьево»— 1 и 2, «Домодедово» и «Внуково».
Ъ ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (с 2005 года работает под новой маркой S7 Airlines)— вторая после «Аэрофлота» по объемам перевозок авиакомпания России. В 2005 году компания перевезла более 4,2 млн пассажиров, выручка перевозчика— 12 млрд руб. 63,6% от их общего числа было перевезено на внутренних воздушных линиях. Авиакомпания «Сибирь» (56,9% акций АО принадлежит Наталии Филевой, замгендиректора компании, 25,5%– в госсобственности).
По словам директора Центрального регионального филиала авиакомпании «Сибирь» Алексея Савченкова, компания собирается предоставить пассажирам «привлекательные тарифы и комфортный перелет». В авиакомпаниях-конкурентах предположили, что «Сибирь» может предложить демпинговые тарифы. По словам замгендиректора «Аэрофлота» Льва Кошлякова, «практика, когда компании выходят на один рынок и потом встают на одно и то же направление, после чего начинают задавливать друг друга демпинговыми ценами, довольна часта. «Сибирь» часто сначала демпингует, а потом начинает повышать тарифы. Причем это сказывается негативно на всех участниках рынка, в том числе и на инициаторе снижения цены»,— пояснил господин Кошляков. В «Самаре» согласны, что такое развитие событий вероятно и «вслед за ним неизбежен обратный процесс, когда авиакомпания, предлагавшая вначале низкие цены, затем поднимает их, чтобы покрыть собственные расходы. Уже сейчас тарифы на московском направлении сравнялись, а порой опустились значительно ниже железнодорожных (в настоящее время, по информации «Самары», она предлагает билеты по цене от 1400 руб.
Спецпредложения «Аэрофлота»– от 1200 руб.– „Ъ“), что при постоянном росте цен на авиационное топливо заставляет авиаперевозчиков выполнять рейсы практически на границе рентабельности». Как сообщили „Ъ“ в «Курумоче», самый дешевый билет на рейс «Сибири» Самара-Москва стоит 2300 руб. В авиакомпании «Самара» считают, что при имеющемся выборе это дорогой тариф. В «Сибири» назвали стоимость своих билетов вполне реальной и сообщили, что перелет на Boeing даст возможность авиакомпании предложить пассажирам вполне конкурентные цены, так как самолет в два раза легче Ту и потребляет в два раза меньше топлива.
Гендиректор компании UTair Андрей Мартиросов считает, что «фактор использования «Сибирью» Boeing не создаст резкого оттока пассажиров от других авиаперевозчиков», потому что, по мнению господина Мартиросова, главное при этом, какой уровень сервиса предложит компания.
Участники рынка считают, что приход на московское направление «Сибири» приведет к дальнейшему размыванию пассажиропотока и обострению конкурентной борьбы. По словам пресс-секретаря «Сибири» Ильи Новохатского, «в силу того, что у нас маршрутная сеть шире, мы в большей степени рассчитываем на то, что процент транзитников у нас будет больше, чем у конкурентов, делающих ставку на прямое направление, и за счет этого мы надеемся занять около 10% рынка». В «Самаре» „Ъ“ заявили, что «прогнозировать перераспределение долей рынка на московском направлении крайне затруднительно, но очевидно, что каждый из авиаперевозчиков потеряет определенное количество пассажиров». Господин Мартиросов считает, что «в настоящее время направление Самара-Москва перенасыщено, но ответ на вопрос, кто останется на нем работать, даст рынок. Вполне возможно, что кому-то из имеющихся перевозчиков придется уйти».
ЕЛЕНА МАНГИЛЕВА,
ОЛЬГА ПАСТЕРНАЦКАЯ
САМАРА №31 от 21.02.2006, ВТ
*