С сегодняшнего дня ОАО «АвтоВАЗ» возобновит поставки комплектующих на главный конвейер СП GM-АвтоВАЗ, которое на паритетных началах создано американской General Motors (GM) и АвтоВАЗом. Из-за их отсутствия конвейер СП простаивал с 9 февраля. По сведениям Ъ, GM-АвтоВАЗ согласился закупать у АвтоВАЗа сборочные комплекты по более высоким ценам. В результате стоимость продукции СП, которое и так переживает проблемы со сбытом, должна подняться как минимум на 13%.

Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ

По итогам вчерашнего заседания совета директоров GM-АвтоВАЗ СП распространило лаконичный пресс-релиз, в котором содержится информация о том, что с 21 февраля главный конвейер GM-АвтоВАЗа возобновит работу. От дальнейших комментариев на СП отказались. Как заявил Ъ Владимир Якушенко, пресс-секретарь президента–гендиректора АвтоВАЗа Игоря Есиповского (он также возглавляет совет директоров СП), «GM-АвтоВАЗ пошло на очевидное смягчение своих позиций в диалоге с АвтоВАЗом». «Мы достигли взаимопонимания с СП, и ситуации, когда главный конвейер предприятия останавливается, больше не повторятся»,– пообещал господин Якушенко. В чем именно заключались уступки со стороны СП, он не пояснил.

Сразу два источника Ъ, близкие к переговорам АвтоВАЗа и GM-АвтоВАЗ, поясняют, что АвтоВАЗ добился от СП поднятия цен на отгружаемые сборочные комплекты. «Эти цены не вырастут с завтрашнего дня, и говорить о том, как они поднимутся, рано. Пока мы достигли принципиального решения о сотрудничестве на новых условиях и возобновлении работы конвейера. А новые цены отгрузки будут разработаны рабочими группами из представителей АвтоВАЗа и GM-АвтоВАЗа к следующему совету директоров СП (он состоится в марте.– Ъ)»,– говорит собеседник Ъ. При этом он подчеркнул: «Игорь Есиповский не будет инициировать кадровые перестановки в руководстве СП».

Ранее господин Есиповский заявлял Ъ, что рентабельность отгрузки сборочных комплектов на GM-АвтоВАЗ составляет минус 15,9% и что АвтоВАЗ намерен обеспечить себе «как минимум нулевую рентабельность». Получается, что АвтоВАЗ поднимет цены не менее чем на 16%. Рентабельность работы GM-АвтоВАЗа оценивается аналитиками в 10-12%. После того как АвтоВАЗ поднимет цены на комплектующие, СП, чтобы сохранить прибыльность, будет вынуждено поднять цены на свои автомобили на 13% (доля деталей АвтоВАЗа в автомобилях Chevrolet Niva, основной продукции GM-АвтоВАЗа, достигает 80%). При этом у GM-АвтоВАЗа и так существуют проблемы со сбытом: по итогам 2005 года СП выпустило 52 тыс. машин, тогда как первоначальный план на прошлый год составлял 75 тыс. автомобилей.

Неудивительно, что на вчерашнем совете директоров представители GM долго не соглашались принять новые условия работы с АвтоВАЗом. «Совет директоров длился шесть часов, все это время Дэвид Мелин и Эрик Стивенс (представляют GM в совете директоров СП.– Ъ) принимали в нем участие в рамках телемоста, то есть фактически висели на телефоне, поскольку находятся в головном офисе GM Europe. Но в итоге АвтоВАЗ убедил представителей GM, что простой конвейера не выгоден ни одной из сторон»,– говорит собеседник Ъ. Отметим, что исходя из действующих объемов производства Chevrolet Niva, GM-АвтоВАЗ за время простоя конвейера не собрал порядка 1,2 тыс. автомобилей на $10 млн.

Топ-менеджеры АвтоВАЗа вчера заявили Ъ, что отныне рассматривают СП как привлекательный для автозавода проект. «Если руководство GM предложит нам выкупить его долю в СП, то мы с удовольствием это сделаем»,– заявил высокопоставленный источник Ъ. Однако по данным Ъ, на вчерашнем совете директоров тема выкупа доли GM в СП не обсуждалась.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ


АвтоВАЗ меняет руководство сбытом

Вчера подали заявления об увольнении по собственному желанию Александр Курылин, директор ОАО «АвтоВАЗ» по поставкам автомобилей, запчастей и техническому обслуживанию, а также его заместитель Лариса Бойцова. Господин Курылин был назначен на эту должность 20 января – после ухода с завода менеджеров группы компаний СОК. Отметим, что он возглавлял фирму «ТОН-авто» (официальный дилер Toyota Motors), которая контролирует крупного дилера автозавода, фирму «Автодом», а также компанию «Автодом-эластик», поставляющую на АвтоВАЗ резинотехнические изделия. Александр Курылин предложил должность начальника управления завода по сбыту автомобилей на внутреннем рынке своему бывшему заместителю в «ТОН-авто» Ларисе Бойцовой. Предполагалось, что весной они представят новую концепцию торговли автомобилями на внутреннем рынке. По словам источника Ъ, причиной их ухода стал конфликт с вице-президентом завода Владимиром Кучаем. Он якобы настаивал на увеличении квоты для одного из московских дилеров. С этим не согласился господин Курылин, считавший, что квоты должны утверждаться в начале года и не изменяться.

ПАВЕЛ Ъ-КАЛЕДИН, Тольятти

№ 31 (№ 3362) от 21.02.2006, ВТ

"Коммерсантъ"

***