Правительство намерено серьезно осложнить жизнь работодателей, систематически задерживающих зарплату. На ближайшее заседание министерство здравоохранения и социального развития представит поправки в законодательство, предусматривающие ужесточение уголовно-административной ответственности недобросовестных руководителей.

Практически на каждом совещании у президента члены правительства докладывают Владимиру Путину о том, насколько снизилась задолженность по заработной плате. Причем разговоры эти повторяются из года в год и, видимо, настолько утомили чиновников, что кабинет министров нашел более действенный способ для решения этой проблемы. В частности, речь идет об увеличении размеров штрафов по уголовному законодательству, а также о новом порядке дисквалификации руководителей предприятий за несвоевременную выплату зарплат по Кодексу об административных правонарушениях. Причем коснется это не только руководителей предприятий всех форм собственности, но и индивидуальных предпринимателей, умышленно и систематически задерживающих выплату зарплаты работникам.

Несмотря на то, что, по оценке главы минздравсоцразвития Михаила Зурабова, за последние годы произошло существенное снижение задолженности по зарплатам на предприятиях всех форм собственности, по данным Федеральной службы государственной статистики, суммарная задолженность на 1 февраля составила 7 миллиардов 186 миллионов рублей, увеличившись за месяц на 1 миллиард 430 миллионов, или на 24,9%. То есть окончательно выправить ситуацию в этой сфере, видимо, возможно только более серьезными мерами в виде ужесточения наказания. По мнению чиновников, за счет готовящихся поправок в законодательство, «удастся свести к минимуму несвоевременную выплату зарплат».

Но если с недобросовестными руководителями правительство знает, как бороться, то способа борьбы с морозами пока так и не изобрели, и пока сельское хозяйство после прокатившейся по стране холодной волны подсчитывает убытки. По оценке главы минсельхоза Алексея Гордеева, «по степени негативного влияния нынешних морозов похожие условия были в 1994 и 2003 годах, когда пострадали 3,5 миллиона гектаров озимых». Сейчас, по его данным, — до 4 миллионов гектаров, а «это примерно 30 процентов озимых». Вместе с тем прогнозируемые потери в урожае зерна оцениваются более чем в 10 миллиардов рублей. Существеннее других регионов, по мнению сельскохозяйственного ведомства, пострадал Приволжский федеральный округ, где больше всего погибло посевов озимых. В Башкирии потери составили 75 процентов, в Оренбургской области — 50 процентов посевов. «Более мягкая обстановка в Центральном и Южном округах, но она хуже, чем была в прошлом году, когда погибло 6-8 процентов озимых, а сейчас ожидается до 30 процентов», — заметил Гордеев. Кроме того, из-за морозов погибли треть посевов озимого рапса в Калининградской области и весь урожай слив и абрикосов в Краснодарском крае. Морозы причинили большой урон садам и виноградникам. «Такого негативного влияния не было последние 28 лет, с зимы 1978/79 года» — сокрушался Гордеев. По его словам, «сегодня с уверенностью можно сказать, что ожидается гибель более 10 процентов виноградников». Больше всего пострадал Краснодарский край, где погибли виноградники на площади более 3 тысяч гектар и «весь урожай косточковых культур — сливы, абрикосы, ягоды».

Общий ущерб — более 2 миллиардов рублей, подсчитывал на ходу Гордеев.

Но исследования возможных потерь еще не окончены. Более точную информацию министр обещает представить к 15 марта.

Однако вряд ли стоит ожидать окончательных результатов, если уже ясно, что масштаб бедствия как минимум катастрофичен. Владимир Путин считает, что сельскому хозяйству нужно оказать оперативную помощь и восполнить потери. Правда, при этом он напомнил министру, чтобы оценки убытков были предельно объективны. «Анализ информации, который будет представлен на правительстве, должен быть максимально, предельно объективным, чтобы под сурдинку никто ничего не требовал сверх нужного и не получил», — наставлял глава государства министра сельского хозяйства. Среди тех, кому потребуется помощь в первую очередь, он назвал Ставропольский и Краснодарский края.

Для того же, чтобы россияне не почувствовали проблем с удорожанием сельскохозяйственной продукции, президент предложил правительству подумать, как эффективно заполнить рынок качественной и дешевой продукцией. К примеру, проработать варианты закупок фруктов в странах СНГ, прежде всего в Средней Азии. «Это легко будет сделать за счет расширения контактов с производителями стран СНГ, прежде всего Средней Азии; нужно согласовать действия различных министерств и ведомств, а также естественных монополий — «Российские железные дороги» с таможенной службой, — посоветовал президент. — Только заранее надо все продумать».

Пока же сельскохозяйственное ведомство подсчитывает потери и размышляет над вопросами продовольственной безопасности, первый вице-премьер Дмитрий Медведев пожинает первые плоды реализации национальных проектов. С нового года в стране начались выплаты по так называемым «родовым сертификатам», и, по словам медиков, первые результаты превосходят все ожидания. «Деньги реально следуют за пациентом, выросла заинтересованность персонала, приобретается новая техника, происходит более справедливое распределение средств между врачами, в том числе заработной платы», — заметил Медведев. Только в орловском роддоме, который Медведев посетил на прошлой неделе, зарплаты медперсонала в январе благодаря «родовым сертификатам» выросли на 40-50%. По итогам года сотрудники этого роддома рассчитывают получить по сертификатам порядка 50 млрд. рублей, из которых 40% пойдет на увеличение зарплат и 60% — на приобретение новой техники. «Результаты неплохие», — подвел итог первый вице-премьер.

А вот с реализацией проекта «Доступное жилье», как и ожидалось, «есть серьезные проблемы, связанные с увеличением объемов строительства, подготовкой коммунальной инфраструктуры и выделением земли под застройку». В разных регионах, по словам Медведева, ситуация в этой сфере неравномерная: в одних площади под застройку выделяются легко, а в других с этим есть проблемы. По его мнению, для решения этих вопросов «нужно наращивать мощности строительной индустрии, так как она не поспевает за потребностями рынка жилья». В общем, «строительную индустрию, которая была развалена в 1990-х годах, нужно возрождать». И способы такого возрождения первый вице-премьер, судя по всему, готов представить в ближайшее время.

Елена Лашкина

Дата публикации 21 февраля 2006 г.

"Российская газета"

*