Популярный магазин русской книги перевернул последнюю страницу.

Дила Степанова говорит, что это напоминает ей нацистскую Германию.

Тысячи книг – разорванных в клочья, истерзанных, с вырванными корешками – свалены буквально в горы на парковке в Гейтерсбурге, мужчины сгребают их в два зеленых 10-тонных мусорных контейнера.

«Я не позволю своим детям смотреть на это, – говорит Степанова, указывая на своего малыша, который сидит на заднем сиденье машины и смотрит в противоположную сторону. – Это чудовищно. Это как в гитлеровские времена».

Русский книжный магазин, долгое время бывший прибежищем иммигрантов, исследователей и – как говорят некоторые – даже шпионов и агентов ЦРУ во времена холодной войны, неожиданно на прошлой неделе закрыл двери, после того как его владелец был по суду лишен собственности.

Тысячи книг, все на русском языке, некоторые все еще запакованные в пластиковые контейнеры, были отправлены на станцию переработки мусора в Шейди Гроув.

Victor Kamkin Inc., один из крупнейших в США дистрибьюторов русскоязычной книги, почти на полгода задолжал арендную плату за кирпичное здание по адресу Жирард-стрит, 220 в Олд-таун, сообщил управляющий.

На прошлой неделе, когда владелец магазина не вывез книги с этой парковочной площадки, организация по недвижимости First Potomac Realty Trust начала процесс выселения. Из магазина вынесли почти 400 тысяч из 600 тысяч русских книг на глазах постоянных покупателей, которые наблюдали за происходящим на страшном холоде и пытались спасти некоторые из книг.

Скип Доусон, исполнительный вице-президент и главный операционный директор First Potomac Realty Trust назвал этот инцидент неприятной необходимостью.

«Мы длительное время предпринимали попытки уладить ситуацию с владельцем магазина, – сказал он. – К сожалению, остатки товаров необходимо удалить, и мы следуем требованиям шерифа».

В связи с огромным количеством книг, сообщил он, около 150 тысяч экземпляров все еще остались внутри магазина. Доусон говорит, что получал предложения от лиц, готовых купить книги или продать их по сниженной стоимости.

«Мы хотим быть уверены, что поступаем правильно, прежде чем что-то предпринять, – говорит он. – Мы надеемся, что их не выбросят, что они еще принесут кому-то пользу».

С владельцем магазина Игорем Калагеорги связаться не удалось.

Контактные телефоны веб-сайта магазина в Гейтерсбурге и Нью-Йорке не работали.

На сайте магазина сообщается, что отныне книги будут продаваться исключительно через интернет.

Для многих представителей русской иммигрантской общины закрытие магазина – это печальное завершение многолетней традиции, говорили некоторые из свидетелей вывоза книг.

Зрелище уничтожения книг особенно душераздирающе для людей из России, в культуре которой заложено уважение к литературе, говорит Гейл Гатман, президент добровольной организации в помощь библиотекам.

«Если бы это были ювелирные украшения, их бы не сваливали так в мусор», – говорит она.

«Русские (иммигранты) воспринимают книги именно так. Они их любят и ценят. Они воспринимают их как основной способ поддерживать связь со своим миром».

Книги, сваленные на заднем дворе магазина, ожидает печальная участь: их скоро пустят под нож, измельчат в волокнистую массу, а затем из нее с добавлением химикатов и воды изготовят переработанную бумагу.

«Разве это мусор?» – возмущается Владимир Новиков из Гейтерсбурга, держа в руках детскую книжку-игрушку, вызволенную им из свалки.

InoPressa.ru

*