Планы на будущее
(«Эксперт Волга»). Отсутствие новых генпланов в городах Поволжья тормозит развитие инфраструктуры и мешает формированию их нового архитектурного облика. Что именно задерживает разработку главного градостроительного документа Самары, сказать сложно. Видимо, до тех пор, пока не будет окончательно решен вопрос со строительством магистрали «Центральная» , работа над генпланом Самары не ускорится.
Согласно федеральному закону о градостроительной деятельности, участки под застройку должны выделяться на аукционах. Причем это должны быть площадки, подготовленные за счет муниципалитета, — с подведенными коммуникациями и развитой инфраструктурой, без обременения в виде ветхого фонда, с утвержденной концепцией застройки.
В Самаре обещанного ждут третий год
Активная застройка новых кварталов обострит проблему, присущую практически всем городам Поволжья — развитие транспортных сетей. Двадцать лет назад ни один архитектор не мог представить себе тот автомобильный бум, который произошел в нашей стране в 90-е годы. Теперь приходится расширять дороги, увеличивать число АЗС, автостоянок. Пришла пора сооружать многоэтажные гаражи и паркинги, строить объездные пути для транзитного транспорта, чтобы разгрузить городские магистрали. Но где и как должны проходить магистрали — это можно четко определить только после разработки генплана.
Мэрия Самары уже давно обещает разработать новый генплан, но пока о его судьбе ничего не известно. Поэтому улицы города все чаще замирают от непробиваемых транспортных пробок. В 2004 году глава Самары Георгий Лиманский утвердил план необходимых мероприятий. Первым этапом стало создание единой картографической основы — электронной карты города. На ней нанесены все здания и сооружения Самары с соответствующими характеристиками, границы кварталов, проезжие части, подземные инженерные коммуникации. Последний раз проект нового генплана выносился на общественные слушания 11 июля 2004 года. Тогда речь шла о результатах первого этапа его разработки. Ожидалось, что документ, основополагающий для градостроительной политики столицы губернии, будет рассмотрен городской Думой уже в конце 2005 года. Однако открытых слушаний и обсуждений больше не было.
Заместитель главы администрации Самары Анатолий Мащелкин заявил, что сроки принятия самарского генплана передвигаются на 2006 год. По словам председателя союза архитекторов Самарской области Юрия Корякина, работа над генпланом Самары завершится в течение полугода, затем в течение двух-трех месяцев пройдут общественные слушания. Любовь Аристова считает, что этот важнейший для жизни города-миллионника документ необходимо принять не позднее апреля, то есть до начала строительного сезона. Тогда Самара не останется без правовой базы для развития строительства и сможет рассчитывать на финансирование из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта. В частности, Госстрой мог бы профинансировать снос ветхого жилья в историческом центре города, соответствующее предложение Самарская гильдия строителей уже направила. Пока же активная реконструкция «самарского Арбата» — ул. Ленинградской — ведется «явочным порядком»: просто сносятся старые здания и появляются новые высотки.
Что именно задерживает разработку главного градостроительного документа Самары, сказать сложно. С одной стороны, 2006 год — срок истечения полномочий Георгия Лиманского, и не исключено, что мэрии выгодно, не связывая себя этим документом, раздать территории под застройку лояльным фирмам. С другой стороны, до сих пор неясна судьба масштабного проекта областных властей — магистрали «Центральная», которая может существенно улучшить транспортную ситуацию в городе. Ее строительство ведут областные власти, однако за несколько лет она лишь приблизилась к черте города. А когда в него «войдет», потребуется снос как самовольно построенных частных гаражей, так и нескольких многоэтажек, находящихся на пути «Центральной». Видимо, до тех пор, пока не будет окончательно решен вопрос со строительством этой магистрали, работа над генпланом Самары не ускорится.
Участки под строительство в Самаре пока выделяются без аукционов. Нет ясности и с другим крупным проектом в Самаре — застройкой так называемого Самарского Заречья. По генплану 1979 года там намечалось возвести новый микрорайон, в котором могли бы проживать около 300 тыс. человек, но этот проект так и не был реализован, да и будущее его туманно. Основная причина — сложная почва в выбранном районе, которая потребует больших затрат при строительстве.
Наталья Дядик, Ольга Попова
«Эксперт Волга» №3(7), 13 февраля 2006
Подробнее на сайте журнала «Эксперт Волга» №3(7), 13 февраля 2006
***