Первое заседание по существу арбитража Самарской области по иску облпрокуратуры к авиакомпании “Самара” вчера закончилось безрезультатно: рассмотрение дела будет продолжено 21 февраля. Прокуроры, как и на заседании суда четыре года назад, требуют признать недействительной сделку присоединения в 2000 г. компании “АэроВолга” к авиакомпании “Самара”, которое снизило госпакет акций с 51% до 46,49%. Юристы сомневаются в перспективности этого дела для государства.

По данным ежеквартального отчета авиакомпании “Самара”, ее крупнейшие акционеры на 31 декабря 2005 г.: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (46,49%), а также ООО “Аверс” (Москва, 19,67%) и ООО “Сибирская страховая компания “Саяны” (Красноярск, 19,67%), аффилированные KrasAir. С конца 2004 г. входит в альянс AirUnion (вместе с KrasAir, “Домодедовскими авиалиниями”, “Сибавиатрансом” и “Омскавиа”). По данным “СПАРК-Интерфакса”, в III квартале 2005 г. выручка компании составила 1299,2 млн руб., чистый убыток – 58,8 млн руб. Авиакомпания “АэроВолга” создана в 1992 г. Ее уставный капитал составили один Ту-154М и два Як-42. На момент объединения акционерами компании были ООО “БиМар” (34%), Департамент по управлению имуществом Самарской области (21,24%), Сергей Манаков (6%), авиакомпания “Самара” (3,04%), Международный аэропорт “Самара” (2,17%) и несколько авиапредприятий ПФО (от 2% до 5%). В 2000 г. вошла в состав авиакомпании “Самара”.

Решение о присоединении ОАО “Авиакомпания “АэроВолга” к ОАО”Авиакомпания “Самара” внеочередные собрания акционеров приняли в 1997 г. К 2000 г. в ходе допэмиссии ценные бумаги “АэроВолги” были конвертированы в акции авиакомпании “Самара”, а “АэроВолга” ликвидирована. Практически сразу сделка вызвала нарекания облпрокуратуры, по мнению которой были нарушены интересы государства: госпакет в “Самаре” снизился с 51% до 46,49%, сделка была проведена без согласия правительства РФ. В октябре 2002 г. прокуратура обратилась в арбитраж с иском о признании договора о присоединении несостоятельным, но летом 2003 г. рассмотрение дела было прекращено. Причины обе стороны не озвучили, однако, как сообщила “Ведомостям” пресс-секретарь “Самары” Александра Ирдулина, это было сделано по инициативе самой прокуратуры. А источник в Росимуществе рассказал, что в 2003 г. дело было закрыто по просьбе Минимущества, которое направило в прокуратуру письмо, где сообщало, что возьмет решение конфликта на себя. В 2003 г. по инициативе Минимущества вопрос о восстановлении госпакета был вынесен на годовое собрание акционеров “Самары”. Предполагалось, что уставный капитал должен быть уменьшен за счет выкупа части акций у акционеров и их погашения, после чего госпакет увеличится с нынешних 46,49% до 51%. Но собрание не согласилось с этим предложением, мотивировав отказ тем, что оно может негативно отразиться на финансовом положении авиакомпании.

С чем сейчас связано возобновление интереса прокуратуры к сделке шестилетней давности, “Ведомостям” официально не пояснили ни в прокуратуре, ни в авиакомпании “Самара”. Начальник арбитражного отдела облпрокуратуры привел суду те же аргументы, что и в 2002 г.

В компании AirUnion связывают этот процесс с предстоящим объединением авиакомпаний, входящих в AirUnion, в одно юрлицо, инициированное авиакомпанией KrasAir в конце 2005 г. Пресс-секретарь AirUnion Ольга Трапезникова сообщила, что указ о создании единой авиакомпании был разработан Минэкономразвития еще в конце 2005 г. Сейчас он находится на стадии согласования и будет передан на подпись президенту. По подсчетам аудиторской компании “Пачоли”, нанятой KrasAir, в новой структуре правительству достанется лишь 42%. Росимуществу такой вариант не по душе, оно настаивает на сохранении госконтроля за объединенным авиаперевозчиком, сказала Трапезникова.

Руководство авиакомпании “Самара” считает иск незаконным. “Объединение авиакомпаний проводилось в соответствии с законодательством”, — заявил пресс-секретарь “Самары” Александр Ирдулин. По его словам, юристы компании подали ходатайство в суд с требованием прекратить дело, так как аналогичный иск рассматривался арбитражем в 2002-2003 гг. и был отклонен.

Юристы сомневаются в перспективности этого дела для государства.

Юрий Добронравов, директор юридической фирмы “Добронравов и партнеры”, говорит, что уже прошел и срок исковой давности, в течение которого прокуратура могла оспорить сделку (три года), так что возвращаться к нему сейчас можно только при наличии доказанных злоупотреблений, имевших место при ее заключении (взятки, подложные документы и проч.).

Если иск по данной сделке уже рассматривался в суде и она была признана законной, прокуратуре будет трудно признать ее ничтожной, даже при иной формулировке исковых требований, добавляет Анатолий Юшин, управляющий партнер юридической фирмы А.S.T. LEGAL.

Екатерина Селезнева

Максим Россошанский

Ведомости – Самара

17.02.2006, №28 (1555)

Ведомости – Самара

*