Партнерство крупнейшего мирового автоконцерна General Motors и “АвтоВАЗа” трещит по швам. Как стало известно “Ведомостям”, их совместное предприятие “GM-АвтоВАЗ” уже неделю не работает, потому что российский партнер перестал поставлять предприятию двигатели и машкомплекты. Дело может д Ведомости ойти до того, что GM вынужден будет уступить свою долю “АвтоВАЗу”, предупреждают эксперты.

СП “GM-АвтоВАЗ” создано летом 2001 г. Учредители – General Motors, “АвтоВАЗ” (каждый – по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). Проектная мощность – 102 000 машин в год. В 2004 г. собрано 55 150 автомобилей Chevrolet Niva, в 2005 г. начат серийный выпуск Chevrolet Viva на базе Opel Astra. В 2005 г. СП продало 51 806 автомобилей, из них 2000 – Viva. По данным ОФГ, выручка СП в 2004 г. составила $468 млн, а чистая прибыль – $48 млн. “АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 985 автомобилей. Выручка по МСФО – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 64% акций “АвтоВАЗа” принадлежат его же “дочкам” – AVVA (38%), ЗАО “ЦО АФК” (24%) и ЗАО “ИФК” (2%).

Как рассказал “Ведомостям” представитель “GM-АвтоВАЗа”, неделю назад завод остановился. Сразу несколько источников на “АвтоВАЗе” подтвердили, что с 9 февраля с конвейера не сошла ни одна Chevrolet Niva и Viva. Фактически СП остановил “АвтоВАЗ”, прекратив отгрузку машкомплектов и двигателей партнеру. А Chevrolet Niva почти полностью комплектуется из вазовских деталей, а у СП в наличии был лишь месячный запас кузовов, объясняет источник, близкий к “АвтоВАЗу”.

СП “GM-АвтоВАЗ” — любимое детище прежнего руководителя “АвтоВАЗа” Владимира Каданникова. Оно стало первым (и пока единственным) совместным проектом россиян и иностранцев в нашем автопроме. Начинало СП с Niva, а в 2005 г. приступила к серийному выпуску Viva на базе Opel Astra. Каданников до своей отставки уже поговаривал о запуске новой модели на СП и разработке собственной новой машины вместе с партнером.

Но новый директор “АвтоВАЗа”, выходец из “Рособоронэкспорта” Игорь Есиповский невзлюбил СП. Едва став гендиректором “АвтоВАЗа”, он сообщил, что не удовлетворен нулевой или отрицательной рентабельностью “GM-АвтоВАЗа”. Есиповского не устраивает цена поставки комплектующих для СП, поясняет источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Он утверждает, что “АвтоВАЗ” работает с СП себе в убыток, поставляя машинокомплекты на 15% ниже себестоимости. При производстве 50 000 машин потери “АвтоВАЗа” достигают, по словам собеседника “Ведомостей”, $20 млн в год.

Как бы там ни было, теперь теряет “GM-АвтоВАЗ”. По подсчетам Кирилла Чуйко из “Уралсиба”, упущенная выгода завода за неделю простоя — $8 млн. Это прямой удар по GM, поскольку на долю СП приходится 67% продаж автоконцерна в России. Хотя по сравнению с проблемами глобального GM это капля в море — его убытки за 2005 г., по предварительным данным, достигли $8,6 млрд.

Несколько собеседников “Ведомостей”, близких к “АвтоВАЗу”, утверждают, что пытались договориться с менеджерами “GM-АвтоВАЗа”, но те отказались пересмотреть контракт. В итоге вопрос вынесен на внеочередной совет директоров “GM-АвтоВАЗа”, который состоится 18 февраля. Представители GM от комментариев отказались. Директор по связям с общественностью GM по СНГ Ирина Калашникова сообщила вчера, что компании нечего добавить к недавнему заявлению управляющего директора GM по России и СНГ Уоррену Брауну о том, что “GM-АвтоВАЗ” — это лучший автозавод в России. “СП не имеет долгов, у него положительный баланс наличности, есть прибыль, а в прошлом году СП впервые выплатило дивиденды — и это факты, которые говорят сами за себя”, — говорил он во вторник.

Конфликт “АвтоВАЗа” с GM может закончиться тем, что “АвтоВАЗ” выкупит долю американцев, считают аналитики ОФГ Елена Сахнова и “Метрополя” Александр Жуков. Топ-менеджер крупной автомобильной компании допускает, что конечная цель “АвтоВАЗа” — выдавить GM из СП. Он предполагает, что “АвтоВАЗ” может выкупить долю GM в проекте. “АвтоВАЗу” вполне по силам одному управлять СП, ведь Chevrolet Niva была разработана и сконструирована в Тольятти“, — говорит собеседник “Ведомостей”. Жуков считает, что в этом есть смысл, ведь тогда “АвтоВАЗу” отойдет завод мощностью 100 000 в год, что немало.

Доля Chevrolet Niva в продажах новых автомобилей в России — около 3%. Дилеры завода пока не впадают в панику. Главный менеджер тольяттинской фирмы “Марш” Геннадий Господарев надеется, что работа конвейера СП будет восстановлена 21 февраля, а до того дефицита не возникнет. Но он опасается, что конфликты с руководством “АвтоВАЗа” по ценам приведут к повышению цены на Chevrolet Niva.

Юлия Федоринова

Глеб Столяров

Ведомости

17.02.2006, №28 (1555)

Ведомости

*