Буквально пары испытаний не хватило в 70-х годах, чтобы отладить все системы советской лунной ракеты и отправить космонавтов на соседнюю планету. Проект закрыли и засекретили.

В Самаре, специально для ракеты Н-1 были созданы двигатели НК-33. Три десятилетия их прятали на складе СНТК имени Кузнецова, зато сейчас интерес к ним проявили сразу два космических агентства – Российское и Американское. Оказалось, что двигатели НК-33 до сих пор уникальны по целому ряду характеристик. После долгого перерыва СНТК имени Кузнецова готовится к возобновлению производства, это позволит получить дополнительные заказы не только СНТК имени Кузнецова, но и серийному заводу “Моторостроитель”. Обновленный двигатель НК-33 планируется ставить на одну из ступеней ракеты “Союз-3”. Этот носитель проектируется в Самарском ЦСКБ Прогресс. И он рассматривается в качестве базового для новой российской программы многоразовых пилотируемых полетов “Клипер”. Окончательное решение по судьбе ракеты Союз-3 будет принято в апреле – когда в Москве пройдет заседание специальной конкурсной комиссии. Она и определит, какой носитель станет базовым для российской космической программы.

ГТРК "Самара"

***