Экологи пытаются определить последствия загрязнения бассейнов Амура и Сунгари после миграции ядовитого пятна из Китая. Сейчас они начали отлов рыбы для исследований.

Но пока хабаровские ученые не могут определить степень заражения ядохимикатами рыбы в Амуре. Как выяснилось, в России не существует методик по определению содержанию в рыбе бензола и нитробензола — основных составляющих ядовитого пятна, пришедшего в Амур из Сунгари в результате аварии на заводе в китайском городе Цзилинь 13 ноября 2005 года.

Работы проводятся в Институте водных и экологических проблем (ИВЭП) и Институте тектоники и геофизики (ИТиГ) ДВО РАН. Старший научный сотрудник ИТиГ Владимир Рапопорт ссылаясь на последние исследования, проведенные доступными на сегодня методами, сообщил, что нитробензола в выловленной в Амуре рыбе в опасных концентрациях не наблюдается.

«Это говорит о том, что поиск нужно вести в других направлениях. В рыбе можно ожидать наличие пестицидов — ацетонхлора и хлорированных фенолов», — считает эксперт.

Нитробензол — еще не все

Ранее, в декабре-январе, пробы сделанные в районе городского водозабора Хабаровска также показали, что бензол и нитробензол в воде присутствует, но его содержание не превышает предельно допустимых концентраций.

И выяснилось, что в Амуре помимо бензольных соединений, о наличии которых в аварийных выбросах сообщила КНР, присутствовало большое количество других химикатов.

«Кроме заявленных китайской стороной веществ, вода содержала хлористый метилен, хлороформ, бромдихлорметан, этилбензол, бутилбензол и другие вещества с высокими концентрациями», — рассказал первый заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Сергей Андриенко на совещании, посвященном проблеме загрязнения Амура китайскими ядохимикатами.

Директор Института водных и экологических проблем (ИВЭП) ДВО РАН Борис Воронов отметил, что на сегодняшний день в России просто не существует методики, которая позволяет определять содержание бензола и нитробензола в речной рыбе. Над этой проблемой сегодня работают научные институты Хабаровска. Кроме этого, на экологические исследования не хватает денег и оборудования.

«Сломался шведский ледоруб стоимостью в тридцать пять тысяч рублей, сгорел очень дорогой термостат. Чтобы не сорвать исследования, мы ставим ящики с микробиологическими пробами к батарее отопления. Необходима помощь в дооснащении приборной базы», — жаловался директор ИВЭП ДВО РАН Борис Воронов на совещании.

Впрочем, провести комплексный мониторинг всей биосистемы Амура пока невозможно. Не определены главные исполнители исследований и источники финансирования. По словам руководителя Амурского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов Андрея Макарова, конкурс на проведение мониторинга состоится 13 марта этого года. Только после этого, при наличии средств, ученые смогут приступить к изучению полной картины экологического кризиса на Амуре.

А в том, что он прогрессирует, сотрудники НИИ не сомневаются.

Еще несколько лет назад ученые начали бить тревогу: в амурской рыбе присутствуют пестициды группы ДДТ и ионы тяжелых металлов. «Если они одновременно находятся в рыбе, то мы должны говорить: существует риск для здоровья человека», — объясняет заведующая лабораторией Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН профессор Любовь Кондратьева.

Страдания аборигенов

Пока ученые бьются над вопросом — опасна или нет для здоровья речная рыба — больше всех страдают жители сел, расположенных на Амуре. С конца ноября 2005 года в Хабаровском крае введен запрет на вылов рыбы во всех водоемах. А для них рыбалка — почти единственный заработок и источник пропитания.

Прокуратура Хабаровского края опротестовала законность решения краевого правительства о запрете на вылов рыбы, однако отменить его через суд пока не может. Как объяснил первый заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Сергей Андриенко, причина — в том, что законодательством не определен ни один федеральный орган, который отвечает за состояние речной рыбы, и который мог бы ввести или отменить запрет на ее вылов и употребление в пищу.

«Поэтому правительству Хабаровского края, для того, чтобы обезопасить население от отравления ядохимикатами, пришлось взять такую ответственность на себя», — прокомментировал Сергей Андриенко.

Би-Би-Си

***