Как стало известно Ъ, новое руководство ОАО АвтоВАЗ намерено перерегистрировать завод из Тольятти в Санкт-Петербург. Как заявляют на предприятии, переезд АвтоВАЗа инициирован «в целях борьбы с коррупцией». Топ-менеджмент АвтоВАЗа обещает сохранить налоговые отчисления в бюджет Самарской области, но самарские чиновники уже открыто выступили против регистрации АвтоВАЗа в Петербурге.

Рисунок: СЕРГЕЙ ТЮНИН / Коммерсантъ

Вчера пресс-секретарь президента-гендиректора АвтоВАЗа Игоря Есиповского Владимир Якушенко заявил Ъ, что «готовится перерегистрация АвтоВАЗа из Тольятти в Санкт-Петербург». По словам господина Якушенко, переезд АвтоВАЗа будет действенным элементом борьбы с коррупцией на предприятии. Советник гендиректора по безопасности АвтоВАЗа Василий Тилинин вчера затруднился ответить на вопрос, как может регистрация АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге помочь предприятию в борьбе с коррупцией. «Первый раз слышу о том, что завод будет переезжать в Петербург»,– недоумевает он.

Впрочем, источник Ъ, близкий к топ-менеджменту АвтоВАЗа, поясняет, что под перерегистрацией подразумевается в первую очередь изменение финансовых потоков АвтоВАЗа. «До последнего времени деньги завода, предназначенные к налоговым выплатам, прокручивались в местных банках. После перерегистрации в Санкт-Петербурге туда же будут направлены финансовые потоки завода»,– говорит он. Бывший финансовый директор АвтоВАЗа Александр Ясинский также считает, что с переездом АвтоВАЗа «оборвутся связи завода с местными налоговыми и правоохранительными органами».

Отметим, что переезд АвтоВАЗа в северную столицу де-факто начался в ноябре 2005 года, когда завод был поставлен на налоговый учет в Межрегиональную налоговую инспекцию #8 Санкт-Петербурга. В октябре петербургскую «прописку» получил и Внешторгбанк (ВТБ), три представителя которого входят в совет директоров АвтоВАЗа. Один из петербургских банкиров не исключает, что ВТБ станет главным обслуживающим банком АвтоВАЗа.

Как заявил Владимир Якушенко, регистрация АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге позволит «упорядочить систему уплаты налогов заводом». Как именно упорядочится эта система, господин Якушенко, уточнить не смог, но подчеркнул: «Возможная перерегистрация АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге никак не скажется на налоговых отчислениях предприятия в бюджет Самарской области». Конкретные сроки переезда АвтоВАЗа в Петербург на предприятии не называют.

ОАО АвтоВАЗ зарегистрировано по адресу: Тольятти, Южное шоссе, 36. За 2004 год ОАО выплатило налогов на сумму 16,1 млрд руб., из которых около 7 млрд руб. было заплачено в федеральный бюджет, 3,7 млрд руб.– в бюджет Самарской области и 2,4 млрд руб.– в бюджет Тольятти. Прирост налогов в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 21%.

Управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян отмечает, что по законодательству в случае переезда в Петербург АвтоВАЗ должен прекратить налоговые выплаты в бюджет Самарской области и Тольятти. «Как именно менеджмент намерен их сохранить, мне непонятно. Должны остаться только выплаты налогов на имущество и землю АвтоВАЗа в бюджет Тольятти»,– утверждает господин Еганян.

Как пояснил Ъ спикер Тольяттинской городской думы Александр Дроботов, «вопрос с перерегистрацией АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге тольяттинские власти и новое руководство завода начали рассматривать еще две недели назад». По его словам, Игорь Есиповский обсуждал переезд с губернатором Самарской области Константином Титовым и мэром Тольятти Николаем Уткиным.

Константин Титов заявил Ъ, что перерегистрация АвтоВАЗа – «не самый рациональный способ развития автопрома, тем более сейчас, когда завод обсуждает с Самарской областью строительство новых площадей (АвтоВАЗ намерен построить новый автозавод мощностью 450 тыс. машин в год.– Ъ)». «Перерегистрировать АвтоВАЗ нельзя ни в коем случае. Они должны платить налоги здесь»,– добавил глава комитета по промышленности Самарской губдумы Александр Колычев.

Для питерских чиновников переезд АвтоВАЗа стал новостью. Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов заявил Ъ, что ничего не знает об этом, и от дальнейших комментариев отказался.

ПАВЕЛ Ъ-КАЛЕДИН, ЛИЛИЯ Ъ-АБДУЛЛИНА, ОЛЬГА Ъ-ПАСТЕРНАЦКАЯ, Самара; ИВАН Ъ-МАКАРОВ, Санкт-Петербург; ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ


Завод не отдаст полигон государству

Вчера член совета директоров АвтоВАЗа Максим Нагайцев заявил Ъ, что не считает целесообразным передачу испытательного полигона АвтоВАЗа в собственность государства. «АвтоВАЗ ставит в производство 12 новых моделей, и количество испытаний вырастет в разы. Мы должны иметь возможность проводить их бесплатно»,– сказал он. Напомним, в понедельник глава Роспрома, член совета директоров АвтоВАЗа Борис Алешин заявил, что полигон автозавода может быть передан государству в счет долга предприятия перед федеральным бюджетом.

№ 28 (№ 3359) от 16.02.2006, ЧТ

"Коммерсантъ"

***