Прайс-тайм. Группа не может исполнить договоры с рекламодателями
Как стало известно Ъ, крупнейший продавец рекламы на российском ТВ группа «Видео Интернешнл» (ВИ) объявила рекламным агентствам, что с 1 июля этого года приостанавливает все действующие контракты на закупку телерекламы. ВИ сообщает, что не в состоянии гарантировать выполнение своих обязательств перед рекламодателями: во второй половине 2006 года может вступить в силу новый закон «О рекламе», который ограничивает объем рекламы в телеэфире 15% в сутки. Сразу несколько крупных рекламодателей заявили, что не считают ситуацию форс-мажорной и могут оспорить действия «Видео Интернешнл».
Гендиректор группы «Видео Интернешнл» Сергей Васильев обещает рост цен на телерекламу во второй половине 2006 года еще на 10–20%
Фото: Алексей Мякишев / Коммерсантъ |
О том, что действие всех договоров на размещение рекламы приостанавливается, говорится в письме ВИ, на днях разосланном в рекламные агентства: «На настоящий момент все расчеты расценок для сделок на период, захватывающий 1 июля 2006 года и далее, прекращены вплоть до разработки новых ценовых условий». ВИ объясняет свои действия изменениями в рекламном законодательстве: «Принятие нового федерального закона «О рекламе» и вступление его в силу предположительно с 1 июля 2006 года значительно сократит объемы эфирного времени, выделяемые каждым телеканалом под размещение рекламы, что, в свою очередь, существенным образом повлияет на исполнение договорных обязательств по размещению рекламы». ВИ уведомляет агентства, что сейчас пересчитывает расценки на размещение рекламы и вскоре обнародует новый прайс-лист на второе полугодие 2006 года.
В компании утверждают, что вправе расторгнуть уже заключенные договоры. «Это в чистом виде форс-мажорные обстоятельства, потому что в условиях новых ограничений на телерекламу невозможно выполнить те контракты, которые мы подписали на 2006 год»,– заявил вчера Ъ гендиректор группы компаний «Видео Интернешнл» Сергей Васильев. По его словам, согласно договору, который ВИ заключает со своими партнерами, изменения законодательства подпадают под статью «форс-мажорные обстоятельства». Иными словами, стороны освобождаются от принятых на себя обязательств.
При этом, по словам Сергея Васильева, расценки на телерекламу поднимутся существенно. «Подорожание во втором полугодии 2006 года составит 10-20% в зависимости от канала,– говорит он.– Рост цен на «Первом канале» и «России», у которых объемы рекламы уменьшатся не так значительно, как у остальных, будет меньше, чем, скажем, на СТС». Он также отмечает, что сегодня рекламное время на 2006 год распродано на 80%, правда, проплаты пока не превышают 5% от стоимости купленного эфира. ВИ продает рекламу на основных российских телеканалах. Объем телерекламного рынка в 2005 году составил $2,33 млрд, а оборот ВИ превысил $1,5 млрд.
От выполнения контрактов во второй половине 2006 года намерен отказаться и другой продавец телерекламы – компания «НТВ-медиа» (продает эфир телеканалов НТВ и ТНТ). «Если закон примут в сегодняшней редакции, мы окажемся не в состоянии выполнить обязательства перед рекламодателями, и все договоры придется пересматривать»,– заявил вчера Ъ гендиректор «НТВ-медиа» Сергей Пискарев. По его словам, «НТВ-медиа», как и «Видео Интернешнл», имеет право отказаться от выполнения условий договоров: «У нас в контрактах записано, что действия государственных органов рассматриваются как форс-мажор». В то же время «НТВ-медиа» пока не объявляет о приостановке действия договоров. «Будет утвержден закон – будем действовать,– говорит господин Пискарев.– Пока есть надежда, что здравый смысл у наших законодателей возобладает и, до того как закон подпишет президент, в него внесут поправки, необходимые телерекламной индустрии».
Проект нового федерального закона «О рекламе», принятый Госдумой во втором чтении 10 февраля, серьезно ограничивает объем рекламы на телевидении. По действующему законодательству объем рекламы на телеканале не должен превышать 20% от суточного эфира. Законопроект предписывает сократить его до 15% в сутки. При этом вводится новое ограничение, обеспечивающее более равномерное распределение рекламы в течение суток: не более 20% от вещания в час. Таким образом, вместо сегодняшних 15 и более минут рекламы в час телеканалам оставляют всего 12 минут. Третье чтение законопроекта запланировано на 17 февраля. Маловероятно, что в документ будут внесены серьезные изменения – после второго чтения в законопроекты вносят только технические правки.
Рекламисты считают действия ВИ оправданными. «Ситуация безвыходная: разместить в новых условиях столько рекламы, сколько было продано, они действительно не смогут»,– полагает гендиректор агентства Mind Share Владимир Расс.
Другой точки зрения придерживаются рекламодатели. Сразу в нескольких крупных компаниях Ъ вчера заявили, что сомневаются в праве «Видео Интернешнл» приостанавливать действующие контракты и поднимать цены. «На данный момент мы не видим форс-мажорных обстоятельств, которые потребуют изменения договоров на 2006 год,– полагает Дмитрий Музыченко, директор по маркетинговым коммуникациям пивоваренной компании «Балтика».– К тому же принятие закона было плановым». «Такое развитие событий можно было предположить, но мы на него не закладывались,– говорит вице-президент, директор по маркетингу российского подразделения PepsiCo Константин Кузьмин.– На моей памяти не было еще такого, когда перерасчет происходил во время действующих контрактов. Наши юристы должны будут пересмотреть все наши договоры, и в зависимости от условий, оговоренных каждым из них, мы воспримем это как форс-мажор или нет».
ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА, РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ
№ 28 (№ 3359) от 16.02.2006, ЧТ
***